Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: кем формируется, как и кто контролирует? Что выбрать: банк или некоммерческую организацию (НО, НКО)?

 Фонды капитального ремонта (далее — ФКР) подкрались незаметно и прочно вошли в повседневную действительность.

У меня они вызвали интерес, когда в социальных сетях стали появляться первые эмоциональные высказывания в отношении новых сборов. Общественность особенно взволновалась, когда весной 2015 г.

Региональный оператор Самарской области потратил 1 950 000 рублей на приобретение Toyota Land Cruiser Prado. Правда из-за скандала позднее внедорожник продали и купили Lada Largus.

Пользователи интернета относительно ФКР представляли следующие позиции:

1) Участие в Фонде может быть только добровольное. В обоснование позиции самые продвинутые даже приводили ссылку на ФЗ «О некоммерческих организациях» и предлагали бланк заявления в адрес Регионального оператора, который позволял официально отказаться от уплаты взносов на капитальный ремонт.

  •  2) Мы сами ремонтируем свой дом, а потому никому платить не будем.
  • 3) Взносы на капитальный ремонт не являются обязательными.
  • 4) Платят только бабушки, потому что они всего боятся.

Недавно ко мне поступило такое обращение от жительницы Самарской области: «Все квартиры в нашем доме приватизированы. Мы всегда осуществляли ремонт за счёт собственных средств.

Теперь нам стали поступать квитанции на оплату капитального ремонта. Мы их не оплачиваем. Как многодетная мама я получала субсидию на квартплату. А теперь в соц.

защите мне сообщили из-за того, что у нас задолженность по капитальному ремонту, нам эту субсидию выплачивать не будут. Законно ли всё это?»

Пришлось во всём обстоятельно разобраться.

Эта история началась 20 апреля 2012 г., когда в ГД РФ рядом депутатов был внесен законопроект № 59728-6.

В сопроводительных документах написано: 1) реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета (в ГД это любят); 2) потребуется изменение Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»;

3) цель законопроекта — формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование собственников помещений многоквартирных домов.

Из анализа пояснительной записки к законопроекту, можно сделать следующие выводы:  1) должен быть создан механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет вовлечения в финансирование собственников помещений; 2) вводится обязательный ежемесячный платёж за капитальный ремонт, уплачиваемый всеми собственниками помещений в многоквартирных домах; 3) субъекты Российской Федерации определяют минимальный размер платы за капитальный ремонт; 4. предполагается, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не более 5 лет назад, не платят за капитальный ремонт; 5. создаются две системы аккумулирования накоплений: централизованная и децентрализованная; 6. децентрализованная система – управляющая компания или ТСЖ открывают счёт в банке и аккумулируют собранные средства на нём; 7. собственники помещений должны получить ряд гарантий: а) по решению общего собрания собственников помещений предусмотрен порядок отказа от участия в централизованной системе;

б) предусмотрено государственное и муниципальное софинансирование капитального ремонта (не всё за счёт собственников).

Федеральный закон N 271 был принят 12 декабря 2012 г. Вступил в силу 26 декабря 2012 г.

Теперь посмотрим, как работает механизм ФКР на примере Самарской области. Система взимания взносов на капитальный ремонт установлена ЖК РФ (раздел 9) и Законом Самарской области от 21 июня 2013 года N 60-ГД «О системе капительного ремонта…». Согласно статье 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение, которая возлагается на собственника помещения.

Областным Правительством утверждена региональная программа капитального ремонта (указаны адреса многоквартирных домов, определен вид предстоящего ремонта и срок его проведения). Для реализации данных программ требуются средства, которые аккумулируются в ФКР.

При этом ЖК РФ предусмотрено два способа формирования ФКР: 1) ФКР на счете Регионального оператора; 2) ФКР на специальном счете. При этом первый способ выбирается автоматически, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбрали второй способ (считаю, что модель общего собрания сегодня почти не работает).

  Формирование фонда на специальном счёте подразумевает следующее: 1.

Жильцы дружно проведут общее собрание и решат: а) каким будет размер взноса на капительный ремонт (но не ниже, чем установлен в законе субъекта РФ); б) кто будет владельцем специального счёта (например, ТСЖ, управляющая компания или Региональный оператор); в) в какой кредитной организации (только крупнейшие банки с капиталом от 20 млрд) будет открыт данный счёт.

Средства ФКР могут использоваться только для оплаты работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Подразумеваются затраты на: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Если ФКР формируется на специальном счёте, то Региональный оператор остаётся в стороне от многоквартирного дома, а ТСЖ (владелец счёта) самостоятельно рассылает жильцам квитанции и распоряжается собранными средствами на счёте в целях капитального ремонта. Однако, по закону жильцы в Самарской области могли выбрать вариант со специальным счётом до 29 мая 2014 года. Поэтому всех, кто проспал, включили в плательщиков Регионального оператора. 29 ноября 2013 года была утверждена региональная программа капитального ремонта (Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года N 707), с этого дня у жильцов было 6 месяцев на выбор способа формирования ФКР. 

Платить по закону приходится в любом случае, а не уплата может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе отказ в предоставлении субсидий на квартплату. Только по общему правилу теперь деньги контролирует Региональный оператор, который организует проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой.

 Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Самарской области ежегодно. На данный момент взнос установлен в размере 5.07 (дом не более 5 этажей) и 5.84 (дома свыше 5 этажей) рублей с квадратного метра общей площади.

 Получается ежемесячный взнос на капитальный ремонт равен приблизительно 200 — 300 рублей с одной квартиры.

Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?

Фонд капитального ремонта, это не только деньги, которые жильцы собрали для проведения восстановительных работ в своем доме. Под этим термином также понимают и некоммерческую организацию, которая создана конкретно для управления и распоряжения данными финансами.

Капитальный ремонт рано или поздно необходим каждому многоквартирному дому. Поэтому всем собственникам рекомендуется заранее изучить вопрос образования Фонда капремонта и взаимодействия с таковым.

Оказываем юридическую помощь. Звоните ???? .

Чем занимается такая НКО?

Фонд капитального ремонта – это некоммерческие организации, которые функционируют отдельно в каждом регионе и являются официально зарегистрированными. Именно эта организация занимается обеспечением ремонтных и монтажных работ в конкретном доме.

Полностью под термином Фонд капитального ремонта понимается вся денежная масса, которая собрана на банковском счету собственниками квартир. Доступ к этим средствам имеют представители ТСЖ и ЖСК. При этом Управляющая компания не имеет права помогать создавать жильцам Фонд капремонта.

В первую очередь это ст. 170 ЖК РФ, где дано само понятие Фонда капитального ремонта. В 2012 году после принятия Федерального закона 25.12.2012 № 271-ФЗ, Жилищный кодекс был пополнен 9 разделом, в котором подробно указывается все подробности существования Фонда и его формирования.

Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД

Собственники квартир сами могут выбрать вариант формирования Фонда капремонта МКД. Всего есть 2 законных варианта, каждый из которых имеет ряд достоинств и недостатков.

Региональный оператор

Региональный оператор – это некоммерческая организация, которая функционирует в определенном регионе страны для ведения финансовых и организационных вопросов, которые касаются ремонта МКД. У каждого Фонда есть свой официальный сайт.

Поскольку организация определена как некоммерческая, она создана исключительно для выполнения определенных функций, а не для получения прибыли.

Это означает, что все взносы, которые жильцы платят на капитальный ремонт, должны идти в денежную массу, которая будет потрачена четко по обозначенным целям.

Многие собственники считают минусом такой организации тот факт, что деньги идут в копилку не конкретного дома, а всего города и на момент, когда именно данному дому необходимо будет восстановление, накопленных средств может не оказаться.

Но организация устанавливает ориентировочные сроки каждого дома и планирование ремонта в своем доме жильцы могут проследить на официальном сайте регионального Фонда Капремонта.

Подробно о том, как узнать по адресу, когда планируется капитальный ремонт, читайте в этой статье.

Специальный счет

Если собственники на общем собрании выбрали специальный счет в качестве способа формирования Фонда капремонта, то им придется определить следующие нюансы:

  • размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
  • кто будет являться владельцем специального счета;
  • конкретную кредитную организацию, где спецсчет будет открыт.
Читайте также:  Образец заявления о вступлении в гаражный кооператив, а также пошаговая инструкция, как вступить в ГСК

При этом кредитная организация должна отвечать определенным правилам. Специалисты советуют выбирать второй способ формирования Фонда капремонта для домов, где ремонт был проведен недавно или новостройкам. Значительное количество времени, которое есть в запасе, поможет накопить собственникам достаточное количество денежных средств на восстановительные работы в будущем.

Кому подчиняется?

Фонд капитального ремонта МКД является самостоятельным органом Исполнительной власти. Подчиняется он Правительству РФ, а на региональном уровне – соответствующему Департаменту. Например, в Москве, это Департамент Капитального ремонта.

Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?

Фонд капитального ремонта должен в полной мере нести ответственность за невыполненную или выполненную некачественно работу по восстановлению дома.

Больше о том, что подразумевает под собой капитальный ремонт и каких видов бывает, читайте тут.

Если у собственников протекла крыша по вине подрядчиков, которые делали в доме ремонт, то выплату всех ущербов, штрафов и компенсаций осуществляет Фонд капитального ремонта. Подробно о капитальном ремонте кровли и крыши многоквартирного дома мы рассказывали здесь.

Если он не сделает это в добровольном порядке, то собственники могут смело идти в суд. Но на первом этапе лучше начать решение вопроса с досудебных разбирательств.

Досудебное разбирательство

Если в доме проведены работы, качество которых собственников не устраивает, то им необходимо в первую очередь выяснить, были ли эти работы капитальным ремонтом. Затем можно подавать жалобы в определенные инстанции.

Куда жаловаться?

Если ответственной организацией за проведением ремонта считается Региональный оператор, то в первую очередь жаловаться нужно ему. Если реакции нет, затем идут следующие организации в порядке обращения:

  1. Государственная Жилищная инспекция.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Прокуратура.

Только затем можно идти в суд.

Необходимые документы и доказательства

В первую очередь необходимо составить претензию на некачественный ремонт или его полное отсутствие. В качестве доказательств можно использовать:

  • фотографии недоделок или мест, требующих срочного восстановления;
  • акты независимых экспертов;
  • письменные показания других жильцов;
  • видеоматериалы.

Сама претензия должна быть написано максимально официальным стилем, без использования жаргонов и ненормативной лексики. Чем больше деталей и меньше эмоций, тем выше вероятность, что претензию не отклонят.

Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?

Неважно, в какую организацию составляется претензия. Шаблон примерно одинаков:

Решаем юридические вопросы любой сложности. Звоните ????.

  • в «шапке» обращения необходимо написать кому адресована претензия;
  • контактные данные заявителя;
  • название документа «Жалоба»;
  • подробный текст с описанием проблемы, здесь важно как можно больше доказательств и деталей;
  • просьба об устранении проблемы или проведении проверки (зависит от того, куда обращена жалоба);
  • дата и подпись заявителя;
  • список документов, прилагающихся к жалобе, в том числе и доказательных.

Жалобу можно подать лично, с помощью заказного письма через почту, а также через Интернет на официальном сайте организации, куда обращена жалоба. Срок реагирования на жалобу – 30 дней с момента подачи заявления. Если реакции нет – можно смело обращаться в следующую инстанцию вплоть до суда.

Как подать в суд?

Если досудебные разбирательства не принесли успеха, то собственники квартир имеют полное право обратиться с исковым заявлением в суд.

Исковое заявление

Иск должен содержать следующую информацию:

  1. Указать свои Ф. И. О, а также уточнить, что истец является собственником квартиры по определенному адресу.
  2. Указать, что нарушены права потребителя. В таком случае необходимо будет доказать, что денежные средства на оплату фонда капитального ремонта вносились регулярно.
  3. Подробно описать проблему, привести доказательства вины Фонда капремонта.
  4. Выставить требования по возмещению материального, морального и физического вреда от действия или бездействия регионального оператора.

Специалисты советуют обращаться в суд в крайних случаях и под присмотром опытного юриста.

Сроки рассмотрения

Общий срок рассмотрения дела в суде не должен превышать 2 месяца. Это указано в Гражданско-процессулаьном кодексе ст. 157. За это время представители суда должны рассмотреть заявление и вынести решение. Если истца это решение не устраивает, он может обратиться в высшие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда.

Госпошлина и прочие финансовые траты

Подавать в суд это не только хлопотное дело, но и финансово затратное. Но в данном случае речь идет о делах по защите прав потребителя. Если сумма иска о защите прав потребителя меньше 1 млн рублей, то госпошлина не оплачивается в соответсвии с ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ.

На каком основании могут отказать и что тогда делать?

Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска.

В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции.

Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.

Фонд капитального ремонта – это своеобразная копилка, куда собственники откладывают деньги на проведение капитальных работ по мере необходимости. Для управления этим Фондом в каждом регионе создана некоммерческая организация. Если собственники МКД решили ей доверить свой фонд, то они могут и требовать проведения качественного ремонта в положенные сроки.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните ????

Фонд капремонта дома: что лучше спецсчет или региональный оператор?

02.11.2016

Перечень работ по капитальному ремонту установлен ЖК и включает ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада и ремонт фундамента многоквартирного дома.

Собственники могут принять решение увеличить размер взноса и, таким образом, расширить перечень работ, который можно провести по капитальному ремонту, в том числе, повышая энергоэффективность дома и, таким образом, снижая свои расходы на коммунальные ресурсы.

Как выбрать способ формирования фонда капитального ремонта?

Существуют два способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома: на специальном счете или на счете (счетах) регионального оператора.

Для того чтобы оформить спецсчет на дом, собственники должны принять соответствующее решение на общем собрании.

Собственники квартир в каждом доме самостоятельно принимают решение — как копить деньги на капитальный ремонт. Но, если жильцы не хотят участвовать в управлении собственным домом, государство берет организационную часть на себя. Деньги будут перечисляться на счет регионального оператора, который отвечает за ремонт домов в регионе.

В чем особенности/преимущества каждого способа?

Общий счет (счет регоператора), безусловно, удобен для собственников домов, которым уже вскоре может потребоваться капитальный ремонт.

Региональная программа капитального ремонта устанавливает очередность проведения капремонта во всех многоквартирных домах того или иного региона. Таким образом, дом может быть отремонтирован еще до того, как его жильцы соберут нужную сумму.

Программа формируется на основании предложений местных администраций и, конечно, состояния домов. Каждый житель может ознакомиться с ней на официальном сайте регионального оператора.

Средства, которые уплачивают собственники регоператору, идут исключительно на проведение капремонтов. Даже содержание регоператора осуществляется за счет средств бюджетов субъектов — ни одна копейка из платежей граждан не будет потрачена ни на что, кроме ремонта.

Что касается спецсчета, его главное преимущество — это возможность самостоятельно управлять содержанием своего дома. Собственники сами решают, как копить и тратить деньги какие работы производить и в какие сроки.

На специальном счете собираются средства собственников одного конкретного дома.

Собственники самостоятельно распоряжаются этими средствами — они вправе принять решение о проведении ремонта в более ранние сроки, конечно, при условии, что средств на специальном счете достаточно для финансирования работ или выбраны другие способы финансирования.

При рациональном подходе и ответственном отношении всех жильцов формирование фонда на специальных счетах дает заметный результат даже в течение небольшого срока.

Есть примеры, когда жильцы менее чем за год собирают нужную сумму и проводят капремонт в своем доме.

Даже если граждане занимаются формированием фонда самостоятельно, они всегда могут обратиться за консультационной поддержкой к регоператору.

Как оплачиваются взносы на капремонт через регионального оператора, а как на спецсчет?

И в том и в другом случае взносы на капитальный ремонт оплачиваются через квитанции, которые собственники получают ежемесячно. После оплаты квитанции взноса на капремонт, средства попадают либо на спецсчет, либо на счет регоператора, открытый им для формирования фондов капремонта. На эти средства оператор организует и проводит ремонты по утвержденному краткосрочному плану.

Кто будет отвечать за распоряжение средствами спецсчета, если дом управляется ТСН?

За распоряжение средств в этом случае будут отвечать собственники. ТСН — лишь номинальный владелец счета.

Читайте также:  Анкета на ипотеку ВТБ 24: сколько рассматривается (каков срок) заявление и как заполнить бумагу, куда подать заявку на рассмотрение и где скачать пример образца для заполнения

Распоряжение средствами на общем счете относится к компетенции общего собрания, конечно в рамках их целевого использования.

Кредитная организация на своем уровне также отслеживает, чтобы средства расходовались именно на цели капитального ремонта.

Таким образом, за распоряжение средств отвечают все собственники, решение по расходованию средств принимается на собрании собственников дома, которое потом ретранслируется ТСН.

Как проконтролировать, что собранные средства используются по целевому назначению?

По расходованию средств на специальном счете банк осуществляет перечисление денег только при предоставлении владельцем спецсчета предусмотренных законом документов. То есть, до того, как будут проведены работы и подписаны нужные документы, деньги не будут перечислены со счета банка подрядчику. Также по требованию любого собственника банк предоставит выписку по всем операциям.

Средства капитального ремонта нашего дома накапливаются на счете регионального оператора, если собственники не примут решение о переводе их на спецсчёт, и будут расходоваться в следующие сроки:

Адрес Год проведения ремонта Вид работ
г. Кохма, ул. Ивановская, д. 71 2038 Кап. ремонт фундамента
2043 Кап. ремонт инженерных сетей
2044 Кап. ремонт крыши

Актуальные и часто возникающие вопросы по реализации краевой региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и ответы к ним

  • Почему собственники должны оплачивать взносы на капитальный ремонт?
  • В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации плата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является такой же обязательной платой, как плата за жилое помещение и коммунальные услуги, которые необходимо уплачивать полностью и ежемесячно.
  • Указанные взносы формируют фонд капитального ремонта, из средств которого будет выполнен капитальный общего имущества МКД в сроки, предусмотренные региональной программой.
  • Ссылки на законодательство:

ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт;

ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги; взнос на капитальный ремонт.

ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Моему дому меньше пяти лет. Должен ли я платить?

Обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, наступает у собственников многоквартирных домов, включенных в региональную программу, утверждённую постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 № 1638 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы».

  1. В региональную программу включены многоквартирные дома (в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), все квартиры в которых имеют самостоятельные выходы в помещения общего пользования МКД, за исключением МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и МКД, в которых имеется менее, чем три квартиры.
  2. Таким образом, новые МКД, срок эксплуатации которых менее пяти лет, включены в региональную программу.
  3. Ссылки на законодательство:

ч. 5.1 ст.

170 ЖК РФ: Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

ст. 20 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края»:

  • Региональная программа должна включать в себя:
  • 1) перечень всех расположенных на территории Краснодарского края многоквартирных домов (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), все квартиры в которых являются структурно обособленными помещениями, обеспечивающими возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в данном многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов:
  • а) признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • б) в которых имеется менее чем три квартиры.
  • Когда у новых домов наступает обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт?

Ежегодно при актуализации в региональную программу включаются вновь сданные на территории Краснодарского края многоквартирные дома. Обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества у собственников данных домов наступает по истечении пяти календарных месяцев с момента официального опубликования актуализированной региональной программы.

Ссылки на законодательство:

ст. 6 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края»:

  1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу при ее актуализации, в том числе в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, возникает по истечении пяти календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включен такой многоквартирный дом.
  2. На что будут потрачены собранные собственниками взносы на капитальный ремонт?
  3. Перечень услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, включает в себя:
  4. 1) услуги и работы по капитальному ремонту многоквартирного дома: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома;
  5. 2) работы по оценке технического состояния общего имущества в многоквартирном доме и проектированию капитального ремонта, в том числе составление смет расходов на капитальный ремонт и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, проведение государственной экспертизы проектной документации на капитальный ремонт в установленных федеральным законодательством случаях;

3) работы по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (TP ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10. 2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

4) услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Ссылки на законодательство:

ч. 1 ст. 166 ЖК РФ;

ст. 26 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края».

Кто контролирует деятельность НКО «Фонд капитального ремонта МКД»? Можно ли быть спокойным, что средства фонда никуда не исчезнут?

На основании устава, утверждённого приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 25.02.

2016 № 53, учредителем регионального оператора уполномоченный от имени Краснодарского края орган — министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, за счет единовременных и регулярных поступлений которого осуществляется оплата административно-хозяйственной деятельности регионального оператора.

  • Администрация Краснодарского края несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в МКД.
  • Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края требованиям осуществляется органом государственного жилищного надзора Краснодарского края в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
  • Контроль за деятельностью регионального оператора осуществляют также органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • Ссылки на законодательство:

ч. 6 чт. 178 ЖК РФ;

ст. 37 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края».

У меня льготы. Мне 70 (80) лет. Я инвалид (ветеран, участник боевых действий и т.д.) Почему мне приходят квитанции?

  1. Отдельным категориям граждан предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации, а именно:
  2. — ветеранам труда;
  3. — ветеранам боевых действий и военной службы;
  4. — жертвам политических репрессий;
  5. — ветеранам Великой Отечественной войны;
  6. — вдовам умерших (погибших) ветеранов Великой Отечественной войны;
  7. — гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия;
  8. — инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;
  9. — одиноко проживающим неработающим гражданам в возрасте от 70 до 80 лет;
  10. — неработающим гражданам в возрасте от 70 до 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста;
  11. — одиноко проживающим неработающим гражданам, достигшим возраста 80 лет;
  12. — неработающим гражданам, достигшим возраста 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста.
Читайте также:  Замена стояков ХВС и ГВС: капитальный или текущий ремонт в многоквартирном доме, когда такие работы проводятся для электропроводки, трубопровода, систем водоснабжения и водоотведения?

Размер компенсации определятся индивидуально для каждого гражданина и (или) членов их семей, имеющих право на субсидии и льготы, при постановке на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства, при условии отсутствия задолженности по Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме должен оплачивать всю сумму, указанную в счете-извещении по оплате вносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, и сохранять подтверждающий оплату документ. Игнорировать оплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах не следует.

В связи с тем, что предоставление мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт не относится к компетенции регионального оператора, за более подробной информацией по вопросам предоставления компенсаций необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Также предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе и взноса на капитальный ремонт, собственникам, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи – 22 %), имеют право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, куда входит и оплата взносов на капитальный ремонт.

Размер компенсации и субсидии определятся индивидуально для каждого гражданина и (или) членов их семей, имеющих право на субсидии и льготы, при постановке на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства, при условии отсутствия задолженности по оплате (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).

Ссылки на законодательство:

ст. ст. 159, 160 ЖК РФ;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;

Учет фонда капремонта: определяем обязанное лицо

Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

В 2014 году в доме, которым управляет УК, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам капитального ремонта общего имущества.

На этом собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.

Кто в описанной ситуации должен предъявлять собственникам к уплате взносы на капитальный ремонт, составлять платежные документы и вести учет фонда?

Для ответа на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо сформировать представление о том, кто обязан осуществлять капитальный ремонт МКД и связано ли наличие такой обязанности с решением собственников помещений в МКД о выборе способа формирования фонда капремонта.

Общие положения об обязанностях управляющих

Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416. Согласно п.

4 названных правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД (см. пп. «в»).

На основании таких предложений собственники помещений в МКД принимают решения о проведении капитального ремонта общего имущества (ч. 1, 2 ст. 189 ЖК РФ).

Другой стандарт управления, сформулированный в пп. «ж» п.

4Правил осуществления деятельности по управлению МКД, посвящен организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющего входят в том числе:

  • начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Они производятся в адрес собственников как жилых, так и нежилых помещений, поскольку расходы на содержание общего имущества несут собственники всех помещений в МКД независимо от их статуса (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ);
  • оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
  • ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.

Напомним, что в состав платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входят (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

  1. плата за содержание и ремонт жилого помещения;
  2. взнос на капитальный ремонт.

Что касается самого надлежащего содержания общего имущества в МКД, то оно осуществляется с учетом требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Данная статья связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в МКД с выбором способа управления этим домом. Так, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества. Важно, что капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества» (см. пп. «з» п. 11Правил содержания общего имущества).

  • Сделаем вывод. По общему правилу при управлении домом УК на последнюю возлагаются обязанности:
  • по планированию и оказанию услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД;
  • по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также по ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

Специальные положения об обязанностях управляющих

Далее необходимо разобраться, корректируются ли обязанности УК, установленные в общем случае, в зависимости от того, каким способом собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта.

Согласно ч. 2 ст.

158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Сам фонд пополняется за счет взносов собственников и иных перечисленных в ч. 1 ст.

170 ЖК РФ поступлений.

Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт установлены в ст. 171 ЖК РФ, однако определенно они сформулированы только в отношении способа формирования фонда на счете регионального оператора.

Фонд формируется на счете регионального оператора

В этой ситуации собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, если иное не установлено законом субъекта РФ. Учет фондов (в том числе в разрезе плательщиков взносов) также ведет оператор (ч. 1 ст.

183 ЖК РФ), поскольку платежи собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, образуют имущество последнего (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ).

Одновременно у оператора возникает обязанность перед собственниками помещений в МКД обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в их доме (ст. 182 ЖК РФ).

В рамках исполнения данной обязанности региональный оператор:

  • подготавливает и направляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования названных работ (услуг) и т. д.;
  • привлекает подрядные организации и контролирует ход выполнения работ;
  • осуществляет приемку выполненных работ и т. д.

Таким образом, в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом РФ. Одновременно обязанность спланировать и провести капитальный ремонт в доме тоже закреплена за региональным оператором. По логике закона региональный оператор выполняет возложенные на него обязательства без участия УК, таким образом, ряд вопросов, «исторически» подведомственных управляющим, перераспределен на регионального оператора.

Фонд формируется на специальном счете

Относительно уплаты взносов собственниками, формирующими фонд капремонта на специальном счете, ст. 171 ЖК РФ не дает никаких особых указаний кроме того, что взносы должны поступать на специальный счет (ч. 2 названной статьи). Важно, что права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в МКД, а не владельцу данного счета, будь то региональный оператор или УК (с 01.01.2015 возможно и такое – см. ч. 2 ст. 175 ЖК РФ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *