Коммунальные платежи в договоре аренды нежилого помещения: как их туда включить, должен ли не собственник платить за капитальный ремонт (а не за другие услуги)?

Коммунальные платежи в договоре аренды нежилого помещения: как их туда включить, должен ли не собственник платить за капитальный ремонт (а не за другие услуги)?

Арбитражная защита арендаторов и арендодателей в спорах по договору аренды: досудебное урегулирование от 15 000 руб. Защита в суде всех инстанций.

Ситуация:в компанию VERDICTO обратился директор магазина, который арендует нежилое помещение, расположенное на первом этаже многоквартирного дома. Арендодатель – физическое лицо, является собственником этого помещения. 

Осенью 2015 года арендодатель стал требовать от арендатора оплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на основании отдельных счетов. Арендатор отказался от оплаты таких счетов. 

Вопрос:вправе ли арендодатель взимать с арендатора дополнительные платежи на капитальный ремонт многоквартирного дома?

Ответ: Арендодатель не вправе требовать от арендатора оплаты дополнительных счетов за капитальный ремонт многоквартирного дома. Для этого необходимо вносить изменение в договор аренды.      

Обоснование ответа: В соответствии с подп. 2) п. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт в многоквартирном доме осуществляется за счет собственников помещений. Такие платежи включены в плату за жилое помещение и коммунальные платежи. Действующее законодательство не возлагает на арендатора обязанность по осуществлению ежемесячных взносов на капитальный ремонт.

Отношения же между арендатором и арендодателем регулируются не Жилищным кодексом РФ, а Гражданским кодексом РФ и договором аренды. Следовательно, ответ на вопрос необходимо искать не в жилищном законодательстве, а в гражданском. 

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

абз. 2 п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса РФ

Если заключенным договором не предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер или структуру арендных платежей, требование о взимании дополнительной платы за капитальный ремонт многоквартирного дома незаконно. Такого же подхода нужно придерживаться, если арендодатель вводит иные дополнительные платежи (уборка помещения, парковка, благоустройство придомовой территории и пр.).

Рекомендации:арендатору, получившему счет на оплату «дополнительных» платежей, мы рекомендуем изучить действующий договор аренды, и, если он не предусматривает право арендодателя на одностороннее изменение арендных платежей, письменно ответить арендодателю о недопустимости его действий.

Кто платит за капремонт собственник или проживающий

Коммунальные платежи в договоре аренды нежилого помещения: как их туда включить, должен ли не собственник платить за капитальный ремонт (а не за другие услуги)?

В настоящее время взносы на капремонт представляют собой некий оброк, который вносится в общую копилку, а деньги из этого фонда расходуются на совершенно разные здания. За капремонт платят даже собственники новостроек. В редких случаях, когда в доме есть ТСЖ, деньги за капремонт поступают на счет конкретного дома, а не распыляются по всем строениям. Некую абсурдность добавляет тот факт, что некоторые люди могут легально снять с себя данный платеж (то есть платить за них будут другие собственники).

Кто полностью освобожден от уплаты взносов за капремонт?

  1. Полностью освобождены от платы за капремонт одинокие пенсионеры старше 80 лет или же собственники, которые проживают с такими пенсионерами (закон № 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов»).

  2. Законодательство также предусматривает освобождение от платежей людей, чья собственность находится в аварийном состоянии и здание подлежит сносу (п. 2 ст. 169).

  3. Можно не платить и тогда, когда дом не внесен в соответствующую региональную программу либо участок, на котором располагается многоквартирный дом, изымается в пользу госструктур. Кстати, могут не включаться в программы дома, в которых всего две или три квартиры.

Кто может оформить 50% скидки на взносы за капремонт?

  1. Правом 50-процентной скидки на взносы обладают пенсионеры старше 70 лет и собственники, которые живут с такими пенсионерами.

  2. Такую же скидку получают инвалидыIи II группы и семьи с детьми-инвалидами, многодетные матери, блокадники, ветераны войн, ветераны труда, интернациональные воины, малолетние узники концлагерей.

  3. На скидку в 50% могут рассчитывать малоимущие жители, многодетные жильцы или неполные семьи (в зависимости от доходов).

Кроме того, в каждом регионе есть свои особенности льгот.

В некоторых областях России льготы на оплату получают люди, которые только вышли на пенсию. Также на преференции могут рассчитывать: сельские педагоги и другие низкооплачиваемые бюджетники, почетные доноры, жертвы политических репрессий и прочие группы граждан.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Как оформить льготу?

Важно учесть, что льготу может получить только человек, который входит в нужную категорию и имеет в собственности одну квартиру. На вторую субсидии не распространяются. Льготы не суммируются, и можно выбрать только одну, наиболее выгодную.

Перед тем как собирать документы, нужно погасить все задолженности за ЖКХ и капремонт, если они имеются.

Пакет необходимых документов:

  • удостоверение личности;
  • справка об отсутствии задолженности за услуги ЖКХ;
  • бумаги, свидетельствующие о Вашем праве на льготу.

Эти документы нужно подать в отдел социальной защиты населения вместе с соответствующим заявлением. Также оформить льготу на капремонт можно в офисе МФЦ («Мои документы») или сделать дистанционно на сайте Госуслуг. Важно, что ни в городской администрации, ни в управляющей компании льготы не оформляют.

[2]

Кто может получить льготу?

Льготу может получить только человек, который входит в нужную категорию и имеет в собственности одну квартиру. На вторую льгота не распространяется. Также важно учесть, что льготы не суммируются, и можно выбрать только одну, наиболее выгодную.

Оформил льготу – и всё, не платишь?

Интересно, что оформление льготы не освобождает от оплаты. Даже те, кто освобожден от взносов на капремонт на 100%, должны вносить плату ежемесячно в срок и в полном объеме. И только потом отдел соцзащиты сделает перерасчет и вернет лишние уплаченные средства на счет льготника. Компенсация выплачивается ежемесячно до 26 числа – наличными или на банковский счет или карту.

Кто должен платить за капитальный ремонт

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт лежит на всех собственниках помещений в многоквартирном доме.

Взносы на капитальный ремонт платят собственники жилых и нежилых помещений.

Взносы на капитальный ремонт НЕ платят:

Собственники домов, признанных аварийными и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Статья 169 ЖК РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

1.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

2.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Читайте так же:  Понятие недвижимости в гражданском праве

2.

1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ)

Оплата коммунальных услуг в нежилых помещениях

При аренде помещения вполне естественно, что арендатор пользуется коммунальными услугами как: электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение. А вот в каких случаях у арендатора возникает обязанность по оплате таких услуг в адрес управляющей организации, предоставляющей коммунальные услуги (далее по тексту — Исполнитель)?

По общему правилу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Иное может быть предусмотрено законом или договором.

  • Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
  • Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
  • Таким образом — именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Читайте также:  Как устроить ребенка в детский садик без прописки: грамотно и по закону оформляем ребенка

Пунктом 2 ст. 616 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан нести расходы на содержание арендуемого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. При этом законодатель не конкретизирует, что относится к таким расходам для каждого определенного вида имущества.

Поскольку нормы вышеприведенной статьи являются диспозитивными, стороны вправе самостоятельно определить кто будет нести расходы на оплату коммунальных услуг и иные затраты на содержание имущества, согласовав условие об оплате таких услуг в договоре аренды.

 В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. При этом, действующее законодательство не содержит норм, влекущих возникновение обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем таких услуг в лице УО или РСО).

Однако, на практике довольно часто возникает ситуация, когда недобросовестный арендатор, в силу известных одному ему причин, не выполняет согласованную обязанность и уклоняется от заключения договора с исполнителем коммунальных услуг. Что же делать УО, когда в нежилом помещении арендатор фактически потребляет коммунальные услуги, а долг по оплате только растет?

В судебной практике сложилось два подхода в разрешении этого вопроса:

Плата за коммунальные услуги, потребляемые арендатором нежилого помещения в многоквартирном доме, не может быть взыскана с арендатора, не заключившего договоры с исполнителем коммунальных услуг в нарушение договора аренды, которым предусмотрено условие об оплате арендатором коммунальных услуг, либо обязанность арендатора заключать договоры с их поставщиками. Плата за коммунальные услуги в указанном случае может быть взыскана только с собственника нежилого помещения.

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 21 мая 2013 г. № 13112/12 пришел к выводу, что поскольку п.2 ст.616 ГК РФ регулирует исключительно правоотношения между сторонами договора аренды, в связи с чем не может являться основанием возникновения обязанности арендатора по оплате расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц.

Поскольку предусмотренная данной статьей обязанность арендатора устанавливается по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в ней действий, соответствующая норма может быть применима, в частности, при расчетах между арендатором и арендодателем с целью возмещения понесенных последним затрат на оплату коммунальных расходов.

Дополнительного соглашения к договору управления об оплате коммунальных расходов арендатором, участвующим в его подписании, которое подтверждало бы волю всех участников сделки на исполнение этой обязанности арендатором и изменяло правило, установленное статьей 210 Гражданского кодекса, суду представлено не было.

Таким образом, взыскание судами стоимости коммунальных услуг с общества как арендатора помещения нельзя признать соответствующим нормам материального права.

2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2014 № 17462/13 по делу № А40-128959/12 разъяснил, что по общему правилу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Иное может быть предусмотрено законом или договором. По мнению ВАС РФ, непосредственно законом на арендатора такое бремя не возложено.

Из договора аренды указанная обязанность арендатора также не может вытекать, поскольку договор регулирует отношения собственника и арендатора. На основании этого ВАС РФ пришел к выводу, что, не оплатив оказанные коммунальные услуги, собственник неосновательно обогатился за счет ресурсоснабжающей организации (п. 1 ст.

1107 ГК РФ) и обязан возместить стоимость фактически оказанных услуг.

Также ВАС РФ отметил, что в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы на содержание имущества, в том числе расходы на коммунальные услуги, по общему правилу несет арендатор. Однако, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст.308 ГК РФ).

Представляется, что в данной ситуации ответственность за неисполнение обязательства по содержанию имущества возникает у арендатора перед арендодателем — собственником имущества, а не перед ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, если арендатор не заключал договор с данной организацией от своего имени, то он не обязан оплачивать этой организации оказанные услуги, несмотря на то, что являлся их потребителем.

Аналогичный вывод был впоследствии сделан и Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015г.).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015) была высказана точка зрения относительно невозможности возложения на арендатора оплаты коммунальных расходов в отсутствие договора между исполнителем коммунальных услуг и арендатором:

«… В силу абзаца второго п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).

Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.

Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.

Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения».

 Таким образом, предусмотрев в договоре аренды условие об обязанности арендатора самостоятельно заключить с исполнителем коммунальных услуг договор и при условии заключения указанного договора с исполнителем коммунальных услуг, арендатор вправе оплачивать потребленные коммунальные услуги напрямую в адрес исполнителя.

Вас разъяснил, когда собственник оплачивает потребленные арендатором коммунальные услуги

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 N 17462/13 содержит оговорку о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

ВАС РФ разъяснил, у кого возникает обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате фактически оказанных коммунальных услуг: у арендатора имущества или у собственника-арендодателя.

В рассмотренном деле по условиям договора аренды арендатор должен был заключить с ресурсоснабжающей организацией договор и оплачивать коммунальные услуги, но не сделал этого. Собственник также не заключил договор с ресурсоснабжающей организацией и не оплачивал указанные услуги.

В данной ситуации с собственника взыскивается неосновательное обогащение в размере стоимости коммунальных услуг и проценты за пользование чужими денежными средствами.

По общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Иное может быть предусмотрено законом или договором. По мнению ВАС РФ, непосредственно законом на арендатора такое бремя не возложено.

Из договора аренды указанная обязанность арендатора также не может вытекать, поскольку договор регулирует отношения собственника и арендатора. На основании этого ВАС пришел к выводу, что, не оплатив оказанные коммунальные услуги, собственник неосновательно обогатился за счет ресурсоснабжающей организации (п.

1 ст. 1107 ГК РФ) и обязан возместить стоимость фактически оказанных услуг.

Известно, что в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы на содержание имущества, в том числе расходы на коммунальные услуги, по общему правилу несет арендатор. Однако ВАС отметил, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ).

Представляется, что в данной ситуации ответственность за неисполнение обязательства по содержанию имущества возникает у арендатора перед арендодателем — собственником имущества, а не перед ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, если арендатор не заключал договор с данной организацией от своего имени, то он не обязан оплачивать этой организации оказанные услуги несмотря на то, что являлся их потребителем.

Обязанность перед ресурсоснабжающей организацией оплатить услуги возникает у собственника имущества, даже если между ними не заключен договор на их оказание. Подобная позиция высказывалась Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 21.05.2013 N 13112/12 применительно к аренде нежилого помещения в многоквартирном доме.

Автор — эксперт компании «КонсультантПлюс» Анна Денисова.

Ремонт нежилых помещений: капитальный и косметический в многоквартирном доме, должен ли собственник за него платить, как составляется смета и договор

Владельцы жилья в многоквартирных домах (МКД) обязаны ежемесячно перечислять платежи в фонд капитального ремонта. Из поступивших денежных средств финансируются работы по замене или ремонту устаревших частей зданий.

В отличии от капитального, под текущим ремонтом понимается проведение более мелких работ, а также поддержание общедомового имущества в исправном состоянии. В состав капремонта входит проведение работ по починке крыши, фасада, несущих стен, внутренних инженерных систем, в том числе замена лифта.

Порядок очередности осуществления ремонтных работ в МКД устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта и отражается в региональной программе. Узнать год проведения капитального ремонта в своем доме граждане могут на сайте Реформа ЖКХ.

Что входит в понятие капитальный ремонт

Капитальный ремонт — это комплекс работ и (или) услуг по замене или восстановлению:

  • инженерных и технических коммуникаций;
  • частей несущих конструкций;
  • отдельных участков не несущих стен.

Деньги для проведения капитального ремонта в многоквартирном доме поступают от владельцев жилья и хранятся в специально созданных фондах (ст. 169 ЖК РФ), способ образования которого выбирают сами собственники. Фонды могут формироваться:

Читайте также:  Временная регистрация иностранных граждан по месту пребывания в России: можно ли сделать на почте и что для этого необходимо?

  Образец расписки в получении денег за земельный участок

  1. На счете регионального оператора — средствами поступившим в фонд распоряжаются региональные власти. Деньги, поступившие от собственников квартир в МКД, хранятся в общем фонде субъекта РФ.

    Очередность проведения капитальных работ устанавливается региональной программой.

  2. На индивидуальном счете МКД — собранные деньги идут на ремонт одного конкретного дома.

    Владельцы жилья открывают банковский счет, распоряжаться которым могут управляющая компания (УК) или жилищный кооператив.

Капитальный ремонт проводится в зданиях, где больше 3-х квартир.

В домах, которые признаны аварийными или подлежащими сносу, ремонтные работы за счет средств фонда не проводятся. Собственники квартир, находящихся в таких зданиях, освобождаются от обязанности вносить платежи.

Какие работы входят в капитальный ремонт многоквартирного дома

При проведении капитального ремонта полностью устраняются неисправности, улучшается степень комфортности проживания. Осуществляется замена изношенных или устаревших частей здания на аналогичные либо на современные. В ходе проведения капитального ремонта может быть проведена перепланировка помещения.

В зависимости от выполняемого объема работ, капремонт делится на:

  1. Комплексный — осуществляется для восстановления всех поврежденных частей многоквартирного здания. Обычно проводится раз в 25 лет.
  2. Частичный — выборочный ремонт, предполагает замену отдельных составляющих дома, например, инженерных коммуникаций. Такой ремонт проводится в случае, если проведение комплексных работ сопряжено с дополнительными трудностями или недостаточным финансированием.

Капитальный ремонт отличается от текущего тем, что предполагает полную замену конструкций. Текущий ремонт подразумевает проведение мелких работ, направленных на поддержание нормального состояния МКД.

Например, замена пластиковых окон, входных дверей в подъезде, облагораживание придомовой территории, установка лестничных перил, косметический ремонт и т.д.

Оплачивает расходы на содержание многоквартирного дома владелец недвижимости, фактически это плата управляющей компании за работу по проведению текущего ремонта. Работы производятся по необходимости, в первую очередь устраняются аварийные ситуации.

Входит ли ремонт подъезда в капитальный ремонт

Ремонт подъезда считается текущим, если он проводится с целью поддержания его внешнего вида в благоприятном состоянии. Косметические и восстановительные работы проводятся за счет средств, выплачиваемых жильцами на содержание жилья. К текущему ремонту в подъезде относятся:

  • окрашивание перил;
  • побелка стен и потолков;
  • остекление окон;
  • удаление надписей;
  • замена осветительных приборов;
  • замена дверей;
  • окрашивание дверей и откосов лифта.

Капитальный ремонт подъезда предполагает проведение следующих работ:

  • монтаж, демонтаж и перенос стен;
  • замену инженерных коммуникаций;
  • модернизация оборудования.

Текущий ремонт подъезда осуществляется быстрее чем капитальный. Сроки проведения ремонтных работ зависят от состояния подъезда и его общей площади. Капитальный ремонт может длится более 1 месяца и требует большего финансирования, текущий — проводится в среднем раз в 3-5 лет.

Замена окон и двери в подъезде — это текущий или капитальный ремонт

В соответствии со ст. 166 ЖК РФ замена окон и дверей в подъездах МКД не входит в перечень работ по капремонту. Поддержание подъезда в нормальном состоянии относится к текущему ремонту, который должна проводить УК.

Собственники жилья ежемесячно вносят платежи за содержание общедомового имущества, которые включены в квитанцию по оплате коммунальных услуг. Именно за счет этих платежей осуществляются работы по замене окон и дверей.

В случае если УК отказывается производить замену элементов общего имущества или инициирует сбор средств для осуществления данного вида ремонтных работ, собственники жилья МКД вправе обжаловать действия управляющей организации. Для этого они могут обратиться:

  1. В государственную жилищную инспекцию.
  2. В Роспотребнадзор.
  3. В суд.
  4. В прокуратуру.

Замена лифта по программе капремонта МКД

В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 № 185, ремонт лифта относится к капитальному, если в отношении оборудования принят документ о признании его непригодным к эксплуатации. Экспертное заключение должно содержать перечень всех неисправностей, а также вывод о состоянии не только самого оборудования, но и шахты лифта.

Обследование лифта должно проводиться квалифицированными рабочими, в присутствии представителей УК или ТСЖ. Замена лифта может потребоваться в период от 4-х до 15 лет эксплуатации. При этом в процессе текущего ремонта должны меняться его отдельные элементы.

Если в подъезде несколько лифтов — прекращение работы сразу всех недопустимо, ремонт должен проводиться последовательно. Замена лифта производится в срок от 1 до 2-х месяцев, в зависимости от этажности МКД.

Капитальный ремонт крыши многоквартирного дома

Капитальный ремонт крыши МКД производится при серьезных повреждениях кровли или ее полном обветшании. В перечень работ по капитальному ремонту крыши и чердака входят:

  Как правильно составить акт осмотра помещения

  • реконструкция водостока;
  • восстановление испорченного кровельного покрытия;
  • замена стропил;
  • обустройство заземления и водостока.

Если повреждено более 40% площади крыши она подлежит полной замене. Во всех остальных случаях ремонт считается текущим и выполняется силами УК.

Все виды ремонтных работ выполняются в плановом порядке в теплое время года.

Решение о проведении капитального ремонта крыши принимается собственниками на общем собрании. После принятия решения жильцы должны составить письменное обращение в УК с требованием о проведении капремонта. После подачи заявления производится обследование кровли на предмет повреждений и составляется акт, в котором указываются все имеющиеся дефекты.

Работы по ремонту крыши проводятся за счет средств, перечисленных в фонд капремонта. Если собранных средств окажется недостаточно, УК может предложить собственникам:

  • самостоятельно внести недостающую сумму;
  • накопить деньги путем внесения повышенных платежей за капремонт.

Обязательные работы при капитальном ремонте дома

Жилищный кодекс устанавливает, что виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов оплачиваются владельцами квартир и нежилых помещений за 8 месяцев до старта региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Характер работ зависит от бюджета капремонта. Закон устанавливает так называемую минимальную квоту взносов, уплата которой обязательна. При необходимости жильцы могут повысить размер платежей, воспользовавшись ч. 8.2 ст. 156 ЖК РФ. В случае уплаты минимального тарифа, региональный оператор осуществляет «урезанный» вариант капитального ремонта.

Перечень обязательных работ:

  1. Оснащение фундамента (технический осмотр).
  2. Ремонт фасада, кровли, нежилых помещений (покрасочные работы, замена панельных плит, теплоизоляция окон).
  3. Обустройство инженерных систем, отопления, электропроводки, канализации.
  4. Проверка работоспособности лифтовых шахт (движение легковых и грузовых лифтов, пригодность шахтовых тросов, эксплуатация механизма подъема лифта).

Обязательные работы капитального ремонта могут дополняться перечнем других операций, например, установкой счётчиков или кровельным слиянием. Такие работы требуют внесения дополнительных средств.

Повышение бюджета обсуждается все на том же Собрании собственников жилья в многоквартирном доме.

Голосование в объеме ⅔ квоты всех присутствующих автоматически обязует владельцев квартир к уплате дополнительных взносов.

Полезная информация по жилищным вопросам

  • Проведение капитального ремонта
  • Судебные решения по капитальному ремонту многоквартирных домов
  • Виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов
  • Капитальный ремонт жилых домов
  • Отказ от капитального ремонта многоквартирного дома
  • Порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома
  • Жалоба на капитальный ремонт многоквартирного дома

Схема работы

  • 01 Бесплатная консультация
  • 02 Заключение договора
  • 03 Представительство в суде
  • 04 Победное решение

Перечень услуг и/или работ по капремонту общего имущества

В соответствии с п. 1 ст. 166 ЖК РФ в перечень работ по капитальному ремонту входят:

  • починка крыши;
  • ремонт внутридомовых инженерных систем тепло, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
  • восстановление фасада и фундамента дома;
  • замена и модернизация лифтов и шахт;
  • ремонт подвальных, машинных и блочных помещений.

Выполнение данных работ осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован из минимального размера взноса, установленного региональным законодательством. По решению органа исполнительной власти список работ может быть дополнен следующими ремонтными работами по:

  • утеплению фасада;
  • устройству выходов на кровлю;
  • установке приборов учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе и общедомовых счетчиков;
  • переустройству невентилируемой крыши.

По решению собственников жилья ежемесячный взнос на капремонт МКД может быть увеличен (п. 4 ст. 166 ЖК РФ). Средства, собранные за счет повышения могут быть потрачены на финансирование любых услуг и работ по ремонту общедомового имущества.

Например, оплату услуг по строительному контролю, разработку проектной документации, а также для погашения кредитов, израсходованных на проведение капремонта.

Должны ли собственники недвижимости платить взносы на поддержание имущества в нормальном состоянии?

Собственники всегда ответственны за состояние своего недвижимого имущества вне зависимости от его назначения. Обязанность по уплате взносов на проведение в нем текущего или капитального ремонта определяет ряд индивидуальных особенностей помещения.

В МКД

Если речь идет о нежилом помещении в многоквартирном доме (далее МКД), то владелец обязан ежемесячно оплачивать начисления за текущий и капитальный ремонт (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

Назначение собственности при этом не имеет значения, так как средства будут использоваться для поддержания состояния всего дома.

Сумма начислений распределяется между владельцами имущества в соответствии с площадью принадлежащих им помещений.

Исключения составляют МКД, введенные в эксплуатацию в срок менее трех-пяти лет (в зависимости от региона). В этом случае сборы на проведение капитального ремонта возможны только в случае согласия всех собственников.

Если дому менее пяти лет, владелец собственности не подписывал согласие на предварительный сбор взносов на капремонт, но получает квитанции, ему следует обратиться в администрацию населенного пункта. Взносы на капремонт не собирают, если аварийный дом определен под снос.

В частном доме или фонде, выведенном из состава жилого

Собственники не обязаны оплачивать взносы на капитальный и текущий ремонт в случаях, когда нежилая недвижимость находится в нежилом фонде или в составе:

  • жилого дома, включающего менее четырех квартир, или частного жилого дома на одну семью, жильцы которого сами занимаются обслуживанием строения и прилегающей территории;
  • жилого дома, где выходы из квартир ведут на улицу (отсутствуют подъезды и иная общая площадь.

Хотя законодательно не обязаны этого делать, при желании владельцы такой недвижимости могут в частном порядке заключить с управляющей компанией или подрядчиком договоры о проведении текущего или капитального ремонта.

Важно! Если нежилое помещение является предметом договора аренды, по действующему законодательству, его текущий ремонт берет на себя арендатор, за арендодателем сохраняется капитальный.

Ответственность за проведение текущих ремонтных работ остается обязанностью собственника-арендодателя только в случае, если сохранение за ним таких обязанностей прописано в арендном договоре (ГК часть 2, раздел 4, глава 34, статья 616).

Как узнать, когда будет капитальный ремонт моего дома

Дата начала проведения ремонтных работ для каждого конкретного МКД устанавливается региональной программой капремонта. Программа разрабатывается исполнительным органом государственной власти субъекта и актуализируется каждый год. С ее тестом можно ознакомиться на сайте органа власти или управляющей компании.

Узнать очередь на капитальный ремонт МКД можно на сайте Реформа ЖКХ, туда выкладываются сведения об утвержденных региональных программах. На сегодняшний день на сайте опубликованы данные более чем о 700 тыс. объектах.

О том, какие мероприятия будут проводиться и в какое время, граждане могут узнать по адресу дома. Для этого нужно указать свои данные в строке «Найти свой дом» во вкладке «Капремонт». Если дом, находится в очереди на капремонт — высветится информация о планируемых мероприятиях и год их проведения.

На сайте также можно узнать информацию о размере взноса за капитальный ремонт, а также объем собранных собственниками средств и размер текущей задолженности по платежу.

Собственник или арендатор должен платить ЖКУ? Управляющая компания обратилась в суд по задолженности по ЖКУ

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Все объекты недвижимости подключены к коммунальным ресурсам. Владельцы помещений обязаны оплачивать услуги по обеспечению водой, теплом, канализацией, нести расходы за содержание общих площадей в здании. Но кто должен брать на себя бремя по оплате ЖКУ, если объект сдается в аренду: владелец или арендатор? Собственник и арендатор отказываются оплачивать — что делать в этом случае управляющей компании? Выход один — обратиться в суд. Рассмотрим пример такого разбирательства и найдем ответы на вопросы в решении. Арбитражный суд Приморского края рассмотрел дело по иску ООО «Жилфонд» к Дальневосточному управлению имущественных отношений Минобороны РФ о взыскании 65 тыс. руб. задолженности за содержание помещений в многоквартирном доме (далее — МКД). Должник отказался компенсировать затраты управляющей компании по теплоэнергии. В свое оправдание он привел следующие доводы:

  • Не доказана принадлежность спорных помещений Управлению;
  • Спорные платежи должны быть выплачены арендатором;
  • Нет доказательств оказания услуг ООО «Жилфонд» в спорный период;
  • Истец не принимал меры по досудебному урегулированию споров.

По мнению ответчика, государственные здания финансируются из средств государства на основании сметы. При этом она не предусматривает оплату услуг управляющих компаний. Между Минобороны РФ и ООО «Жилфонд» заключено соглашение об управлении специализированными зданиями воинских частей в Приморском крае. В соответствии с договором, УК должна проводить техобслуживание объектов, обеспечивать их коммунальными ресурсами. При этом здания были арендованы третьим лицом — ООО «Альфа» для использования под магазин. Балансодержателем объектов является Дальневосточное управление имущественных отношений Минобороны, на которое возложено содержание объектов недвижимости, находящихся во владении Минобороны РФ. Коммунальные услуги на день рассмотрения по спорному дому оказывает УК «Жилфонд», по мнению руководства которого расходы за отопление в размере 65 тыс. руб. должны возмещаться собственником недвижимых объектов. При рассмотрении дела суд руководствовался следующими положениями законодательства:

  • ст. 210, 249 ГК РФ, согласно которой владелец обязан содержать имущество за свой счет;
  • ст. 214 ГК РФ, в соответствии с которой к государственной собственности относятся объекты недвижимости, принадлежащие РФ или субъектам РФ на праве собственности;
  • ст. 296 ГК РФ, по которой организации могут владеть объектами недвижимости на правах оперативного управления.

В данном случае ООО «Альфа» является арендатором объекта, находящегося в собственности государства. При этом управление имуществом осуществляется Минобороны РФ через Дальневосточное управление имущественных отношений министерства. Таким образом, спорное имущество используется учреждением на праве оперативного управления. Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, организация, на балансе которого закреплено имущество на праве оперативного управления, использует его в соответствии с назначением. Положения ст. 210, 296 ГК РФ обязывают организации, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления, содержать такое имущество на основании ЖК РФ. Согласно постановлению правительства от 05.01.1998 № 3, гос. органы содержат недвижимость за счет средств, предусмотренных сметой. Таким образом, затраты на содержание зданий, принадлежащих организациям на праве оперативного владения, должны ложиться на такие организации. Как следует из ст. 39 ЖК РФ, затраты за содержание общего имущества в МКД несут собственники жилья и нежилых помещений. Обязательство по содержанию общего имущества возникает на основании права собственности и не зависит от особенностей эксплуатации имущества. В рассматриваемой ситуации Дальневосточное управление является владельцем объектов недвижимости на праве оперативного управления, потребляет коммунальные ресурсы и пользуется услугами УК «Жилфонд». Следовательно, у него есть обязанность возмещать затраты УК по содержанию, ремонту помещений.

ООО «Жилфонд» представил суду документы, доказывающие задолженность Дальневосточного управления за коммунальные услуги в размере 65 тыс. руб. При этом ответчик не предоставил доказательств того, что услуги оказаны не полностью или некачественно.

Согласно позиции ответчика, в спорный период имущество сдавалось арендатору, который должен был заключить договор на пользование коммунальными ресурсами с управляющей компанией. Однако данный момент не является поводом для возложения обязанностей по оплате коммунальных услуг на организацию-арендатора, если им не заключены договора с ресурсоснабжающей компанией. При этом в ГК РФ отсутствуют положения о возникновении у арендатора обязательства по оплате коммунальных услуг на основании арендного договора. Обязанность по содержанию объекта недвижимости ложится на арендодателя, а не на управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. В данном случае ООО «Жилфонд» не является стороной арендного договора, поэтому не может требовать возместить расходы по оплате отопления с арендатора. Договорные отношения по аренде не освобождают собственника от оплаты коммунальных услуг. Следовательно, нет законных оснований требовать оплату у арендатора — ООО «Альфа». Таким образом, расходы за коммунальные услуги должен нести собственник помещения — Дальневосточное управление имущественных отношений Минобороны.

Суд также отклонил довод ответчика о том, что счета на оплату от ООО «Жилфонд» он не получал, так как владелец недвижимости обязан оплачивать коммунальные услуги, независимо от того, получал или нет платежные документы.

Досудебный порядок урегулирования вопроса необходим для того, чтобы стороны сами могли разрешить конфликт и прийти к определенному соглашению. Применение такого порядка позволяет сторонам соблюсти интересы друг друга, не обращаясь в суд. В рассматриваемом случае, ответчик, Дальневосточное управление, после получения искового заявления мог оплатить задолженность и избежать по результатам рассмотрения спора судебных издержек. Так как ответчик не захотел в добровольном порядке возместить расходы УК, не принял меры по урегулированию спора после получения искового заявления, суд не нашел оснований признавать нарушенным порядок досудебного решения спора. Кроме того, Дальневосточное управление не может быть освобождено от оплаты затрат на отопление из-за отсутствия финансирования. Возможность досудебного разрешения спора предусмотрена ст. 4 АПК РФ, ст. 132 ГПК РФ. Суды принимают заявления от лиц только при соблюдении порядка досудебного урегулирования, кроме следующих споров:

  • Связанных с установлением юридически значимых фактов;
  • Касающихся присуждения возмещения за несоблюдение права на судопроизводство либо на исполнение решения суда;
  • О банкротстве;
  • Корпоративных;
  • О защите интересов;
  • Об исполнении актов судов иностранных государств и т.д.

Если попытка досудебного разрешения экономического вопроса не привела к результатам, организация обращается в суд с заявлением в письменном или электронном виде. Необходимо приложить документы:

  • Об оплате госпошлины (ее размер зависит от конкретного разбираемого случая);
  • Подтверждающие соблюдение порядка досудебного разрешения спора;
  • Документы, подтверждающие основания, по которым лицо обращается в суд;
  • Расчет суммы, которую заявитель намерен взыскать.

Кроме того, в обязательном порядке требуется приложить подтверждение вручения заявления другим сторонам дела. Истец потребовал возместить расходы в сумме 65 тыс. руб. Однако с этой суммой Дальневосточное управление не согласилось. При этом суду госучреждение не представило контррасчет, а также иные документы, доказывающие неверность суммы долга. По закону, каждая сторона спора доказывает свои доводы достоверными документами. В данном случае довод о неверности взыскиваемой суммы являлся голословным утверждением, которое не подтверждается никакими документами ответчика.

Так как доказательства оплаты коммунальных услуг не предоставлены, имущество находится в оперативном управлении и сдается в аренду, суд встал на сторону ООО «Жилфонд» и удовлетворил требование о взыскании 65 тыс. руб.

Как следует из рассмотренного дела, оплата услуг ЖКХ является обязанностью владельца имущества, сдаваемого в аренду. Более того, у арендодателя была возможность переложить бремя расходов по коммунальным услугам на арендатора, предусмотрев эти моменты в договоре аренды. Так как ООО «Жилфонд» не являлось стороной этого договора, общество правильно определило плательщиком расходов за содержание недвижимости его собственника.

Налицо в данном споре ошибки ответчика. Дальневосточное управление имуществом Минобороны РФ не представило суду ни одного документа в обоснование своих возражений. Недоказанные доводы не имеют для суда юридической силы.

Таким образом, ответчик должен был выполнить свой расчет расходов, доказать обязанность арендатора по оплате ЖКУ соответствующим договором или решить спор с УК в досудебном порядке, избежав тем самым дополнительных судебных издержек.

Доводы ответчика о том, что спорное имущество ему не принадлежит, «Жилфонд» в спорный период услуги не оказывало, также суду ничем не были подтверждены.

Количество показов: 568

23.10.2019

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *