Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Не все граждане осведомлены о таком понятии, как сервитут, однако каждому доводилось использовать плоды его применения.

Например, свет и энергия попадают в дом через линии электропередач, тепло и вода приходят с помощью современной системы водоснабжения, качественная связь благодаря большому количеству станций-вышек. Все подобные передающие установки, так или иначе, соприкасаются с правом ограниченного пользования земельными объектами, то есть сервитутом.

Законодательство

Понятие сервитута законодательно закрепляется статьей 23 Земельного кодекса России. Согласно данной статье сервитут является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут может быть как публичным, так и частным. По времени действия различают срочный сервитут и постоянный.

Право требования собственника недвижимости (земельного участка) от собственника соседнего земельного участка установления прав ограниченного использования определено статьей 274 Гражданского кодекса РФ.

Сервитут всегда будет связан с определенным объектом недвижимости. Это может быть здание, сооружение, земельный участок. Сервитут не является самостоятельным объектом купли-продажи или залога. Право ограниченного пользования нельзя передавать другим лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимого имущества, для которых такое право было установлено.

В соответствии со статьей 275 Гражданского кодекса РФ во время перехода прав на землю с наличием сервитута обязательства по обременению (ограничению) переходят новому собственнику.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

Если собственник сдаваемого в аренду недвижимого имущества — физическое или юридическое лицо, то выдвигать требование о предоставлении сервитута необходимо непосредственно им.

Когда мирно данный вопрос урегулировать не представляется возможным, сделать это можно через суд.

Кто может требовать установление сервитута?

Частный сервитут устанавливается на добровольных началах. Заинтересованное лицо и хозяин земельного участка заключают договор. В договоре прописываются все детали и условия ограничения на земельную собственность.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?Таким образом, потребовать установления сервитута имеет право собственник земли или другого объекта недвижимости. К тому же требования в установлении сервитута могут предъявлять владельцы земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Граждане или организации, владеющие недвижимым имуществом на основании других прав (к примеру, аренда) не имеют права требовать установления сервитута на дорогу. Тем не менее, их право проходить, проезжать через чужой земельный участок и прочие необходимости можно защитить путем предъявления требований об отсутствии препятствования в использовании принадлежащего им недвижимого имущества.

Обязанности сторон

Сторонами по договору об установлении сервитута на проезд к земельному участку являются «управомоченное лицо» (владелец сервитута) и непосредственно «обязанное лицо» — тот, у кого данный сервитут установлен.

Обязанная сторона не должна учинять препятствия управомоченному лицу в пользовании своим ограниченным правом (сервитутом) в пределах действия такого права на земельном участке.

В свою очередь, управомоченное лицо обязано своевременно и в определенной по договору сумме выплачивать за сервитут обязанной стороне. Платы можно требовать как от частного лица, так и от государственного органа, принявшего решение об установлении сервитута.

Заинтересованное лицо также обязуется использовать предоставленное ему право пользования чужим земельным участком в тех целях и на тех условиях, которые были установлены и закреплены двусторонним соглашением (договором) о сервитуте.

Сервитут, устанавливаемый на проезд к участку

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

Однако если территория для прохода требуется не только одному гражданину, а целой группе людей, власти могут установить публичный сервитут на проход и проезд в целях обеспечения интересов местных жителей. Такое решение будет принято на общественных слушаниях и с собственником обременяемого участка согласовываться не будет.

Необходимые документы

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

  • Заявление от лица, в чью пользу будет устанавливаться сервитут;
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя (если это физическое лицо), учредительные документы, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ (если это юридическое лицо);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Договор о сервитуте (составляется в простой письменной форме), соответствующие решения федеральных, региональных, муниципальных органов самоуправления либо постановление суда;
  • Если обременяется только часть участка, то к заявлению необходимо приложить кадастровый план земельного участка с намеченной на нем областью действия сервитута, либо выписка кадастровой службы с подобной информацией. Если установление сервитута требуется для всей территории участка, то таких документов предоставлять не нужно.

Порядок установления сервитута

Частного

Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

  • Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
  • Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • Цели и задачи ограничения сервитутом;
  • Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
  • Другие условия, права и обязанности сторон по договору.

В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

  • Организовать свободное перемещение по участку;
  • Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
  • Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
  • Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.

Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.

Публичного

Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.

Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

  • Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
  • Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
  • Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • Организовать обеспечение водой;
  • Прогонять скот;
  • Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
  • Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
  • Собрать дикорастущие растения;
  • Провести исследовательские работы;
  • Обеспечить доступ к побережью.

Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута.

Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности.

К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.

Порядок установления оплаты

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

Размер платы за сервитут зависит от характера и интенсивности использования земельного надела лицом, в чьих интересах он был установлен.

Помимо платы за само право проезда или прохода через чужой земельный участок, в зависимости от определенных обстоятельств в состав платы разрешается вовлекать траты собственника обремененного объекта на формирование оптимальных условий для реализации сервитутного права пользования чужой недвижимостью, в том числе расходы по обеспечению охранно-пропускного режима, проведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и прочие затраты.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

  • Размер реального ущерба. Рассчитывается без учета реального ущерба, причиненного собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ими лицами;
  • Упущенной выгоды. Рассчитывается без учета упущенной выгоды, причиненной собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами;
  • Убытков. Рассчитывается без учета убытков, причиненных собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами.

Эти и другие особенности платы за сервитут установлены Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра от 17.03.2004 года.

Далее согласно пунктам 1.6 и 1.7 вышеназванных рекомендаций выплата за сервитут может быть:

  • единовременной, когда оплата производится один раз и в полном объеме за весь срок действия договора о сервитуте;
  • периодической, когда оплата осуществляется многократно в определенных долях на протяжении всего периода, на который установлено соглашение о действии сервитута.

Способ выплаты определяется непосредственно договором о сервитуте, судебным решением или нормативно-правовым актом органов государственной, региональной, муниципальной власти. Также стороны могут определить размер платы путем договоренностей.

Установление сервитута для проезда, прокладки линейных объектов (нефтепровода) и для других целей: как оформить каждый из видов?

  • существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
  • увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
  • стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
  • увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
  • суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.

Таким образом, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той выгоде, которую собственник обремененного участка мог получить, если бы на землю не налагалось никаких ограничений.

Могут ли отказать, как и когда можно оспорить отказ?

Правообладатель земельного участка, в отношении которого заинтересованное лицо желает установить свои ограниченные права, может отказать в предоставлении таких прав путем отказа в подписи соглашения о сервитуте. У сторон также могут возникнуть различного характера разногласия по какому-либо пункту договора.

При возникновении подобных ситуаций спор об установлении сервитута может быть передан для разрешения в судебную инстанцию. В дальнейшем сервитут на земельный участок или другую недвижимость будет зарегистрирован в ЕГРП на основании судебного решения.

При подаче искового заявления в суд необходимо правильно составить прошение об установлении сервитута.

Таким образом, при подаче искового заявления об установлении сервитута в судебном порядке необходимо предоставлять достаточно серьезные основания и доказательства того, что установление сервитута реально необходимо. Кроме того, в законе должны быть нормы, опираясь на которые в точной формулировке, можно защитить собственные права.

Читайте также:  Как выписать человека из квартиры без его согласия, если он или я собственник и можно ли это сделать?

Основания для отмены или прекращения сервитута на проезд к участку

Как правило, договор о сервитуте заключается на неопределенный срок, однако можно заключить соглашение и на определенный период. Как только определенный в договоре срок истечет, право ограниченного пользования перестанет действовать.

Основаниями для прекращения сервитута могут быть:

  • Перестали существовать основания, которые инициировали установление сервитута (статья 276 Гражданского кодекса РФ);
  • В судебном порядке доказана невозможность использования участка по целевому назначению из-за появившегося обременения (статья 276 Гражданского кодекса РФ);
  • Хозяин земельного участка имеет право требовать от органа государственной власти или местной администрации, установившей сервитут, выкупа такого участка, компенсации понесенных убытков либо предоставления другого равноценного участка земли;
  • Физическая ликвидация участка;
  • Изъятие земельного участка из гражданского оборота;
  • Если собственник обремененного объекта недвижимости становится владельцем такого обременения, то есть сервитута;
  • Прекратил свое действие нормативный акт, установивший сервитут.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В ЗК РФ особое внимание уделяется понятию «сервитут».

Содержание

В земельном законодательстве особое внимание уделяется понятию «сервитут». Под ним подразумевается возможность лица ограничено пользоваться чужим земельным участком в своих целях.

В Земельном кодексе России установлено, что сервитут может устанавливаться, чтобы обеспечить проход или проезд на свой участок через участок соседа, для прокладки и эксплуатации различных необходимых для нормальной жизнедеятельности коммуникаций.

В рамках регулирования подобного вопроса, на уровне земельного законодательства, установлено разграничение обычного и публичного сервитута.

Под обычным сервитутом подразумевается установление ограничения на участок земли, находящийся в собственности физического или юридического лица, в то время как в публичном сервитуте, собственником участка выступает государственный, региональный или местный орган власти.

Для урегулирования вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении имущества государства, в Земельном кодексе России появилась отдельная статья, согласно требованиям которой установление ограничения на подобные участки возможно сразу в нескольких нетипичных ситуациях:

  • для проведения изыскательских работ;
  • для получения возможности использовать недра, в установленной законом форме;
  • для размещения линейных объектов, сооружений, связанных с обеспечением функций защитного характера, информирующих знаков.

Правила заключения соглашения об установлении сервитута

На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.

В нем указано следующее:

  • кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
  • учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
  • сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
  • цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
  • срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
  • размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
  • права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
  • обязанность лица вносить плату за сервитут.
  • обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.

Установление платы за пользование чужим участком

В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:

  • в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
  • в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
  • в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.

Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.

Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.

Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений

На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:

  • Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
  • Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
  • Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.

Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.

Данные действия ни в коем случае не должны менять разрешенному использованию участка, а также обеспечению прочих нужд собственника, которые могут быть выполнены им без установления сервитута.

Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.

На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:

  • знаки, определяющие границы защитных полос;
  • определяющие границы установленных водоохранных зон;
  • определяющие границы санитарных зон;
  • определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
  • определяющие границы рыбопромысловых участков;
  • определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
  • знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.

Осуществление проведения изыскательских работ

Согласно нормам земельного законодательства под изыскательскими работами подразумевается:

  • изучение различных природных условий;
  • изучение факторов техногенного воздействия;
  • подготовки материалов, требующихся для проведения территориального планирования;
  • подготовки материалов, требующихся для архитектурно-строительного проектирования.

Подобные изыскательские работы проводятся с целью обеспечения рационного пользования земельными ресурсами, а также для обеспечения безопасности использования земель в их пределах.

Любые изыскательские работы, направленные на строительство, проектирование и планирование должны осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ, вступившего в силу в 2006 году.

Правила проведения работ, связанных с использованием недр

Разрешенные виды пользования недр установлены на уровне федерального законодательства, в частности, специального закона о недрах. Согласно данному нормативно-правовому акту право пользования недрами, даже если подобное использование будет осуществлять уполномоченный государственный орган, должно быть оформлено в виде специального государственного разрешения.

Данное разрешение представляет собой бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также всевозможные текстовые и графические приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.

Именно в подобных приложениях и содержатся точные правила пользования недрами.

Соответственно, для пользования недрами недостаточно получить согласие на установление сервитута в отношении земельного участка, который находится в собственности государства или отдельно взятого субъекта государственной власти, потребуется также получение лицензии со всеми приложениями.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Установление сервитута для проезда через соседний участок

Сервиту́т (лат. servitus, servitutis — подчинённое положение) — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях. Wikipedia.

В данной статье вы найдёте ответы на следующие вопросы: • В каких случаях возможно установить сервитут для проезда через соседний участок? • Какие доказательства необходимо собрать для установления сервитута в судебном порядке? • Возможно ли установить сервитут через железнодорожные пути?

Сервитуту или праву ограниченного пользования чужим земельным участком посвящена статья 274 Гражданского кодекса.

Согласно данной статье собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

 Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается в судебном порядке.

Если стороны пришли к соглашению, то оно подлежит регистрации в реестре прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении сервитута должно содержать: — сведения о сторонах соглашения; — сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер); — цели и задачи установления сервитута; — пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке; — размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии); — иные права и обязанности сторон.

Лицо, обратившееся в суд с требованием об установлении сервитута, должно доказать: • принадлежность лицу земельного участка, для использования которого требуется установить сервитут; • невозможность нормального хозяйственного использования принадлежащего лицу земельного участка без установления сервитута; • факт того, что предлагаемый вариант установления сервитута является наименее обременительным для собственника соседнего участка из всех возможных вариантов; • обращение к собственнику соседнего участка с предложением установить сервитут и факт отказа.

Помимо этих четырёх пунктов истец должен указать пространственное месторасположение предлагаемого варианта установления сервитута на чужом земельном участке с точностью до координат, которые необходимы для его регистрации в кадастре недвижимости. Для того чтобы понять, какие конкретно доказательства лицо должно предоставить суду для установления сервитута, рассмотрим названные четыре пункта более подробно.

• Принадлежность лицу земельного участка, для использования которого требуется установить сервитут.

Читайте также:  Инструкция по гис жкх: как работать в системе, кто должен вносить данные, какую информацию нужно разместить омс, рсо, ук и тсж, а также о санкциях для нарушителей

Требовать установления сервитута на земельный участок вправе его собственник либо лица, которым принадлежит вещное право на этот участок (право постоянного бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения). Вышеназванные права возникают с момента их регистрации в кадастре недвижимости.

• Невозможность нормального хозяйственного использования принадлежащего лицу земельного участка (ЗУ) без установления сервитута. Чтобы доказать невозможность использования ЗУ без установления сервитута, необходимо обосновать: 1. цель использования ЗУ и 2. отсутствие иных вариантов доступа к ЗУ.

 Когда участок истца окружён несколькими участками, необходимо установить собственника каждого из смежных участков, через который возможно проложить сервитут. Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.06.

2013 по делу № А64-3894/2010: «Суд первой инстанции, установив наличие нескольких различных путей проезда к недвижимому имуществу (господствующей вещи), должен привлечь к участию в деле как соответчиков по ходатайству сторон или с согласия истца собственников иных соседних земельных участков (альтернативных служащих земельных участков), поскольку рассмотрение дела о предоставлении сервитута без участия таких лиц в качестве ответчиков невозможно».

Если суд установит, что у истца есть доступ к своему участку через другой соседний участок, собственник которого не возражает против проезда, то высока вероятность того, что суд откажет в иске. Пример — постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.

2013 по делу № А69-2487/2012: «Судом первой инстанции установлено, что земельный участок истца со всех сторон окружен земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, к иным лицам истец не обращался с требованием о предоставлении ему права ограниченного пользования чужим имуществом.

Кроме того, судом установлено и истцом не опровергнуто, что истец пользуется проездом (проходом) к своему земельному участку и расположенным на нем зданиям со стороны улицы Калинина.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец не представил доказательств объективной невозможности использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования земельным участком, принадлежащим ответчику, а также доказательств того, что иные собственники земельных участков не имеют возможности предоставить право проезда и прохода к его земельному участку и зданиям».

Поэтому, в ситуации, когда сервитут можно проложить с двух сторон, перед тем, как обратиться в суд, необходимо письменно обратиться к собственнику каждого участка, через который возможно проложить сервитут.

И только получив отказ от каждого собственника (или не получив ответ в разумный срок) можно обращаться с иском в суд.

 В случае, когда один собственник соседнего ЗУ не возражает против сервитута на своём участке, но такой вариант истца не устраивает, необходимо по возможности с ним договориться и получить письменный отказ на просьбу подписать соглашение о сервитуте.

• Факт того, что предлагаемый вариант установления сервитута является наименее обременительным для собственника соседнего участка из всех возможных вариантов.

Когда имеются несколько вариантов доступа к земельному участку, необходимо обосновать, почему годится именно тот вариант, который предлагает истец, а не другой из числа возможных. Весомым доказательством в этом плане является заключение комплексной землеустроительной экспертизы.

Задача эксперта определить: • отсутствие возможности для проезда транспорта минуя соседние участки, • наиболее оптимальный вариант для места проезда (сервитута), который бы являлся менее обременительным для собственника соседнего участка, а также безопасным с точки зрения правил дорожного движения, пожарной безопасности, санитарных норм и других правил, • определить соразмерную плату за пользование сервитутом.

В ходе экспертизы учитываются постройки и насаждения на соседних участках, минимальное расстояние до дороги общего пользования, правила дорожного движения, санитарные и другие нормы. Подобного рода экспертизы стоят не дёшево. Начальная цена базируется от 100 000 руб. и более. Однако без экспертного заключения в суде не обойтись.

• Обращение к собственнику соседнего участка с предложением установить сервитут и факт отказа. Досудебное обращение к собственнику соседнего участка является обязательным. Такое обращение должно быть письменным и вручено надлежащим образом – по почте заказным письмом с уведомлением и описью о вложении либо нарочно с отметкой о вручении.

Как уже было сказано, такое обращение необходимо совершить к собственнику каждого соседнего участка, через который есть возможность установить сервитут.

 В случае, когда соседний участок находится в пользовании государственного органа или учреждения, предложение установить сервитут необходимо направлять как в адрес самого органа, так и в адрес ведомства, уполномоченного по распоряжению государственной собственностью.

Установление сервитута через железнодорожные пути (Ж/Д пути).

Установление сервитута для проезда через Ж/Д пути возможно, если это не противоречит утверждённым нормам безопасности.

Однако, даже в тех случаях, когда это возможно, сама процедура согласования и установления сервитута весьма затруднительна.

 Согласно Правилам дорожного движения водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам (п. 15.1).

Порядок открытия железнодорожных переездов регулируется Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 года N 46 (далее — Приказ). Согласно пункту 2 Приказа инициатором открытия железнодорожных переездов могут быть любые заинтересованные лица.

 Сперва, необходимо направить письменное обращение об открытии железнодорожного переезда владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО «РЖД») либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования (другое лицо).

 К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды.

 ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия железнодорожного переезда с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения.

В случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия железнодорожного переезда ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей необщего в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы: • в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.

Решение об открытии железнодорожного переезда принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных выше.

 Подчеркнём, что до того, как направить необходимые запросы о выдаче заключений, ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей необщего пользования должен принять решение, подтверждающее обоснованность и техническую возможность открытия железнодорожного переезда.

 В случае, если на этом этапе ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей придёт к выводу о том, что открытие Ж/Д переезда будет создавать угрозу безопасности дорожного движения, то он откажет заинтересованному лицу и не станет дальше направлять запросы. Такой отказ можно будет обжаловать в суде.

Чтобы доказать необоснованность отказа потребуется проведение судебно-технической экспертизы на предмет наличия технической возможности открытия Ж/Д переезда. Подобного рода экспертиза также будет стоить не дёшево.

Земельные новости

Видео по теме

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А. ВИЖЕВИТОВА

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Прежде всего определимся с содержанием понятия «линейный объект». Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов — к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д.

В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными.

При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения.

Читайте также:  Как продать долю в приватизированной квартире: свою с согласием и без, долю ребенка

В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со значительными трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты может привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства.

С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок.

Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута.

Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст.

23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута.

При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст.

51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на территории города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена.

Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст.

30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута.

Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении земельных участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от оформление земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной.

В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется.

При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство.

К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г.

N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 — 10 апреля 2009 г. в Барнауле.

Конференция проводилась на тему «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями», в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов. 

Варианты оформления земли под строительство

Первый вариант — внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Второй вариант — определение на уровне субъектов Российской Федерации иных случаев, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. К таким случаям можно отнести строительство сетей инженерно-технического обеспечения.

Третий вариант — оформление права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Четвертый вариант — оформление земельных участков под строительство линейных объектов — аналогично процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Содружество земельных юристов профессионально занимается оформлением земли под зданиями. Более подробно узнать о данной услуге вы можете узнать http://zem-advokat.ru/practice/item/oformlenie-zemli-pod-zdaniyami/. Получить консультацию Вы можете у наших специалистов по номеру +7 (495) 644-47-67.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *