Расчет квартплаты и бухгалтерия жкх: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при усн

Описание 1С:Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

  • Организации, осуществляющие управление жилыми домами
    • жилищные кооперативы (ЖК)
    • жилищно-эксплуатационные компании (ЖЭК)
    • жилищно-строительные кооперативы (ЖСК)
    • жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ)
    • гаражно-строительные кооперативы (ГСК)

    Программа 1С: Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ создана с использованием в качестве основания стандартной конфигурации «1С: Предприятие 8. Бухгалтерия предприятия» третий версии.

    Данное приложение обладает всеми основными преимуществами платформы «Предприятия 8» от разработчика-компании 1С.

    Таким образом, обеспечивается отменные показатели работы программы, в первую очередь такие, как масштабируемость, легкость, администрирование, а также доступность.

    Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

    Приложения «1С: Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» создавалось с учетом всех особенностей ведения дела в жилищно-коммунальном хозяйстве. Также в приложении учитываются все основные и вторичные требования к оформлению нормативно-правовых актов и разнообразных документов. Благодаря работе приложения удается максимально быстро, комфортно и эффективно решать такие задачи, как:

    • Проведение расчетов квартплаты и составления соответствующих счетов за пользования коммунальными услугами
    • Проведения учета сооружений и всей прочей инфраструктуру коммунального предприятия
    • Проведения подомового учета
    • Работа с лицами, имеющими задолженность
    • Работа паспортистов

    Организации, осуществляющие расчет начислений по квартплате и коммунальным услугам и прием платежей от населения

    • расчетно-кассовые центры (РКЦ)
    • управляющие компании (УК)
    • дирекции единого заказчика (ДЕЗ)
    • дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ)
    • жилищно-эксплуатационные управляющие компании (ЖЭУК)

    Организации-поставщики услуг

    • тепловые и инженерные сети
    • теплоэнергетические компании
    • энергосбытовые и теплосбытовые компании
    • газоснабжающие компании
    • городские водоканалы
    • водопроводно-канализационные хозяйства
    • коммунальные системы

Приложение включает в себя несколько базовых подсистем, которые тесно связаны друг с другом и благодаря работе которых обеспечивается автоматизация наиболее важных направлений в деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

Программа «1С: Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» построена таким образом, чтобы при помощи ее можно было осуществлять расчет, перерасчет, учет, а также начисления касающихся предоставленных услуг максимально быстрым и удобным образом.

При этом учитывается действующее законодательство нашей страны.

Правильность расчетов, которые могут проводиться с помощью программы, подтверждаются и тем, что все действия программы согласовываются с действующим постановлением правительства Российской Федерации.

Наиболее значимой частью приложения является подсистема работы расчетного отдела, которая используется при автоматизации учета начислений по квартирной плате и услугам, которые оказывает коммунальное предприятие. Подсистема работы расчетного отдела обеспечивает выполнения таких функций, как:

  • Проведение расчетов коммунальных услуг разными методами:
    • В зависимости от площади жилого помещения
    • В зависимости от количества лиц проживающих на определенной площади
    • С учетом фиксированных тарифов за коммунальные услуги
    • В зависимости от наличия дополнительных объектов таких, как: гараж, парковка, водопой и многих других
    • Согласно нормативам потребления
    • Согласно правилам, которые были настроены самим пользователем
    • Согласно показаниям счетчиков и других методологических приборов.
  • Расчет коммунальных услуг, при котором во внимание берется изменения тарифов, норматив потребления, а также количество лиц проживающих на объекте на протяжении расчетного периода
  • Возможность самостоятельной настройки учетов и нормативного потребления
  • Удобная система настройки льгот, включающая в себя:
    • Учет времени в течение которого действуют льготы
    • Возможность регистрации льгот по лицевому счету или на юридическое лицо
    • Возможность оформления нескольких льгот на одного пользователя по одному лицевому счету
    • Расчет материальных компенсаций
  • Проведения автоматического перерасчета счетов за коммунальные услуги:
    • В случае изменения данных лицевых счетов (при изменении параметров жилого дома или квартиры, временного отсутствия проживающих лиц, а также многое другое)
    • В случае если коммунальные услуги не были предоставлены или качество этих услуг низкое
    • В случае проведения перерасчетов квартплаты за прошедшие периоды при изменении тарифов
  • Изменения данных в ручном режиме
  • Проведения расчета и начисления штрафов
  • Проведения расчета и начисления субсидий
  • Возможность проводить массовую печать платежных документов
  • Учет материальных средств, поступающих от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги:
    • Проведения регистрации метода оплаты
    • Проведения автоматического разделения денежных средств, в зависимости от поставщиков услуг
    • Возможность использования сканеров для штрих-кодов или фискальных регистраторов

Возможность получения быстрого доступа к данным из карточки лицевого счета для проведения расчетов

Имея возможность получать оперативный или централизованный доступ ко всем необходимым данным, пользователь имеет возможность значительно сократить временные затраты на обслуживание абонентов, увеличить эффективность операторов и при необходимости уменьшить их количество.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

Программный продукт «1С: Предприятие 8.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» позволяет вести картотеку лицевых счетов владельцев и съемщиков жилых помещений, метрологических приборов, а также абонентов, имеющих право на получения субсидии и различных льгот. Карточка лицевого счета включает в себя все необходимые данные, которые применяются при расчете коммунальных услуг. Такая карточка содержит данные такого типа:

  • Основная информация о жилом помещении
  • Дополнительные параметры лицевого счета
  • Данные о владельце лицевого счета
  • Перечень услуг, которые оказываются коммунальным предприятием
  • Перечень объектов, за которыми закреплены те или иные услуги
  • Данные о метрологических приборах, счетчиков, включающиеся в себя информацию о сроках их проверки и установки
  • Данные о пользователях, которые являются получателями субсидии, а также дополнительная информация необходимая для их начисления
  • Данные о пользователях, которые являются получателями льгот, а также о сроках действия этих льгот
  • Данные касающиеся сумм начислений льгот, которые предоставляются для населения, субсидий, а также многие другие данные, которые могут быть приведены всего в одной таблице

Карточка лицевого счета создана таким образом, чтобы при необходимости всегда можно было изменить информацию, влияющею на проведения расчета за коммунальные услуги за время расчетного периода. Используя карточку лицевого счета можно создавать самые разнообразные формы для печати.

Полный паспортный учет и автоматическое создание форм для печати

Благодаря наличию функции введения паспортного учета, а также лицевых счетов в единой системе у пользователя отсутствует необходимость в том, чтобы два раза вносить в систему одни и те же данные. Программа «1С: Предприятие 8.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» обладает единой информационной средой, благодаря чему в случае внесения изменений в поквартирных карточках данные изменения полностью в автоматическом режиме будут отражены и в самих карточках лицевого счета.

Удобная подсистема функционирования паспортного стола дает возможность выполнять такие задачи, как:

  • Автоматический учет поквартирных карточек
  • Возможность осуществления регистрации прав собственности на недвижимое имущество
  • Возможность проведения регистрации отношений между родственниками
  • Регистрация физических лиц
  • Регистрация, которая проводится в случае изменения паспортных данных
  • Создания форм для печати различных видов документов, а также справок, которые производятся полностью в автоматическом режиме

Увеличения эффективности работы с лицами, имеющими задолженность при помощи оптимизации работы юридической службы

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

Юридический отдел жилищно-коммунального предприятия может всегда иметь доступ к информации о задолженности по квартплате, а также другой оперативной информации, благодаря работе программы «1С: Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ».

Подсистема работы юридического дела включает в себя такие функции, как:

  • Выбор лиц имеющих задолженность по квартплате в зависимости от самых различных условий (например, по сумме задолженности или исходя из периода ее возникновения)
  • Контроль по выполнению графика погашения задолженности жильцами, которые проводится в автоматическом режиме
  • Расчет штрафов и государственных пошлин
  • Проведение анализа каждого отдельного дела лиц имеющих задолженность
  • Учет договоров, заключенных между жильцами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства

Проведения анализа в рентабельности подомовом учете

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

При использовании подомового учета, позволяющего видеть положения дел касательно доходов и расходов каждого отдельного жилого строения, пользователь имеет возможность выявить наиболее проблемные в экономическом плане дома, а также увеличить уровень доверия предприятию ЖКХ со стороны пользователей.

Осуществления работ с компаниями поставщиками услуг

Благодаря работе программы «1С: Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» ее пользователь получает возможность осуществлять максимально прозрачный контроль расчетов с поставщиками услуг и ресурсов.

Это дает возможность не только добиться хорошей видимости финансовых потоков предприятия, но и добиться партнерских и добросовестных отношений с поставщиками.

Помимо этого предприятия жилищно-коммунального хозяйства получают возможность сохранить равновесие собственных активов и пассивов, что имеет особо важное значение, в случае наличия задолженности по кредитам и как следствии исключить возможность серьезных финансовых затруднений.

Ведения бухгалтерского учета и создания документов отчетности согласно действующему законодательству Российской Федерации

Программа «1С: Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ» имеет всю необходимую базу, а также специальные возможности, позволяющие ввести отчетность по работе предприятий жилищно-коммунальной сферы. При этом формирования всех документов и отчетов происходит строго в соответствии с действующим законодательством нашего государства.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

Приложение включает в себя все основные функции фирменной базы «Бухгалтерия предприятия» от компании 1С. Программа имеет такие функции, как:

  • Осуществление учета всех кассовых или банковских операций
  • Проведения учета главного и вспомогательного производства
  • Учет склада
  • Учет проведения операций в торговой сфере
  • Работа с разнообразными системами налогообложения, а также многое другое

Пересылка документов отчетности при помощи сети интернет

Данный программный продукт включает в себя специальный сервис «1С Отчетность».

Этот сервис дает возможность своему пользователю осуществлять пересылку регламентированной отчетности во все основные контролирующие органы, действующие на территории Российской Федерации.

При этом пересылка осуществляются непосредственно через программу «1С Предприятие» без необходимости применения других аналогичных программ и приложений.

Для того чтобы использовать сервис «1С Отчетность» пользователи всех версий программы, кроме базовых, должны иметь действующий договор «1С ИТС». Пользователи которые заключили догов «1С ИТС» уровня ПРОФ могут подключать сервис к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю без дополнительных затрат.

Вопросы, касательно работы программы «1С: Предприятие 8. Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ»

  • Вопрос 1: Можно ли осуществлять расчет коммунальных услуг в значимости от показаний метрологических приборов?
  • Ответ: Программа позволяет осуществлять расчет начислений за коммунальные услуги, используя при этом показания различных видов метрологических приборов и счетчиков, включая индивидуальные многотарифные и общедомовые счетчики, с учетом действующего законодательства Российской Федерации.
  • Вопрос 2: Учитывает ли программа Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года под номером 354?
  • Ответ: Да, программа осуществляет расчет в соответствии с действующими законами нашего государства, а также с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года под номером 354.
  • Вопрос 3: Можно ли осуществлять перерасчет коммунальных услуг за прошедшие периоды, если действующие тарифы были изменены по решению суда?
  • Ответ: Да, программа позволяет автоматически пересчитывать услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства в случае изменения тарифов, а также во многих других случаях.
  • Вопрос 4: Сколько лицевых счетов можно одновременно вести используя программу?
  • Ответ: Базовая версия программы позволяет вести расчет не более чем тысячи лицевых счетов.
Читайте также:  Когда можно продать квартиру или долю в квартире после дарения: если даритель жив и если она в собственности менее 3 лет?

Программа 1С: Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ создана с использованием в качестве основания стандартной конфигурации «1С: Предприятие 8. Бухгалтерия предприятия» третий версии.

Данное приложение обладает всеми основными преимуществами платформы «Предприятия 8» от разработчика-компании 1С.

Таким образом, обеспечивается отменные показатели работы программы, в первую очередь такие, как масштабируемость, легкость, администрирование, а также доступность. Программа 1С: Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ создана с использованием в качестве основания стандартной конфигурации «1С: Предприятие 8. Бухгалтерия предприятия» третий версии.

Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

Бухучет в ЖКХ имеет ряд особенностей: особенную структуру расходов, множество видов взаиморасчетов, и даже управление домами осуществляется как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учет в которых различен. Рассмотрим нюансы ведения бухгалтерского учета в сфере ЖКХ.

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

С принятием ФСБУ 5/2019 учет МПЗ сильно поменялся. Проверьте, все ли вы делаете правильно, с помощью экспертов КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д.

, проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома.

Пример структуры счета 20:

Субконто 1 Субконто 2 Субконто 3 (Затраты)
Подразделение 1 МКД 1
  • 1. Канализация
  • 2. Водоснабжение
  • 3. Отопление
  • 4. Электроэнергия
  • 5. Озеленение
  • 6. Содержание

7. Газоснабжение и т. д.

МКД 2
Подразделение 2 МКД 3
МКД 4
МКД 5

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».  

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.

2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ: правила и особенности ведения работ по учету, отчетности и проводок в управляющей компании, в том числе при УСН

Дт Кт Содержание
20 (25) 60 Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании
19 60 Выделен входной НДС
68 19 НДС принят к вычету
62 90.1 Начислены платежи в УК потребителям
90.3 68 Начислен НДС
90.2 20 Списаны издержки
50 (51) 62 Поступили платежи от собственников
60 51 Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.

2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений.

То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст.

39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп.

14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации».

Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Бухучет в управляющей компании: от учетной политики до бухгалтерского баланса

14 Август 2020

Управляющие компании организовывают и курируют обеспечение собственников жилья коммунальными услугами. На их плечи также ложится капитальный, текущий, срочный ремонт. Широкий круг задач, решаемых управляющей компанией, обусловливает специфику бухгалтерского, налогового учета.

Бухгалтерия с нуля

УК приобретает у поставщиков ресурсы для перепродажи потребителям. В первом случае в учете отражается кредиторская задолженность с расходами, во втором – дебиторская с доходами. Но эти секторы – лишь часть бухгалтерии. Начинается она, как и в любой другой организации, с учетной политики.

Документ содержит положения, определяющие правила, порядок, нюансы учета расходов, доходов, обязательств и активов разных видов. Грамотная учетная политика облегчает жизнь бухгалтеру. Чем больше в ней конкретики, тем проще бухгалтерская практика.

Управляющая компания ведет учет расчетов с поставщиками ресурсов, контрагентами (подрядчиками, поставщиками материалов, оборудования, расходников и т.п.

), покупателями (собственниками недвижимости в обслуживаемом многоквартирном доме). Также учитываются доходы, расходы, начисления заработной платы, налоги.

Есть еще и основные средства, товарно-материальные ценности, кредитные и другие финансовые обязательства.

Механизмы учета всего этого отражаются в учетной политике, которая формируется в соответствии с нормативными требованиями, действующими ПБУ.

План счетов и бухгалтерская первичка

Практический бухучет начинается с составления рабочего плана счетов. В него должны быть включены только актуальные для управляющей компании счета. Последние в дальнейшем будут использоваться для осуществления проводок.

Следующий шаг к практическому бухучету – утверждение форм первичных документов. Действующее законодательство позволяет использовать унифицированную первичку и адаптированную под потребности компании. В последнем случае особое внимание следует обратить на форматы документов и соблюдение требований о наличии обязательных реквизитов.

Итак, учетная политика подготовлена, рабочий план счетов есть, первичная документация подобрана. Что дальше? Утвердите все документы приказом и приступайте к непосредственному ведению бухучета.

Важно: пересматривать учетную политику, план счетов и формы первички лучше ежегодно. Из-за изменений в законодательстве отдельные положения документов могут терять актуальность. А расширение деятельности управляющей компании требует использования новых счетов.

Общие требования к учету и проводки

Бухучет в управляющей компании должен быть полноценным, корректным, непрерывным, отражающим все подтвержденные соответствующими документами факты хозяйственной деятельности. Аналогичные требования предъявляются к налоговому учету.

Управляющая компания может работать на общей системе налогообложения и упрощенке. Режим накладывает отпечаток на бухучет.

А теперь давайте рассмотрим проводки по ключевым участкам учета: приобретению ресурсов и оказанию услуг.

В первом случае актуальны проводки:

  • Приобретение воды, электроэнергии, газа, тепла у поставщиков – Дт20 Кт60.
  • Отражение НДС по ресурсам – Дт19 Кт60.
  • Принятие налога к вычету – Дт68 Кт19.
  • Оплата приобретенных ресурсов – Дт60 Кт51.

При оказании жилищно-коммунальных услуг бухгалтер управляющей компании делает проводки:

  • Выставление счетов собственникам недвижимости – Дт62 Кт90.1.
  • Себестоимость услуг – Дт90.2 Кт20.
  • Начисление НДС – Дт90.3 Кт68.
  • Поступление средств от пользователей – Дт51 Кт62.
  • Зачет средств – Дт60 Кт62.

Указанные проводки актуальны для управляющей компании на ОСНО. Упрощенцы не принимают НДС к вычету при приобретении ресурсов у поставщиков и не начисляют налог при оказании услуг собственникам жилья.

Приведенным перечнем проводок бухучет, естественно, не ограничивается. Бухгалтеру приходится иметь дело с отражением множества учетных операций. Некоторые из них мы рассмотрим более подробно.

Материалы и их особенности

Товарно-материальные ценности в управляющих компаниях учитываются по общим правилам. Порядок учета установлен действующими ПБУ. Для ведения синтетического учета делаются проводки по дебету счета 10 и кредиту счетов 76, 60.

Товарно-материальные ценности в УК подлежат инвентаризации. Периодичность ее проведения устанавливается ПБУ и локальными нормативными актами. Инвентаризация позволяет выявлять излишки, недостачи.

Типичной ошибкой бухгалтера, учитывающего ТМЦ как материально-производственные запасы компании, будет неотражение поступлений на счете 10 и поспешное списание их стоимости на затраты. В такой ситуации делается проводка Дт20 Кт60, 77.

В большинстве случаев такой подход приводит к получению недостоверных сведений об остатке материально-производственных запасов. Списание себестоимости на затраты сразу, без отражения поступления ТМЦ соответствующей проводкой возможно, но лишь при незначительных остатках и налаженной системе контроля за ними.

Метод учета используется обычно некоммерческими организациями, не связанными с закупкой и перепродажей ресурсов, выполнением масштабных работ вроде ремонта или реставрации.

Расчеты с потребителями, поставщиками

Управляющая компания оказывает жилищно-коммунальные услуги на возмездной основе. Это подтверждается соответствующим договором. Оплата услуг признается доходом организации. Стоимость ресурсов, указанная в счетах поставщиков, относится к расходам.

Кроме оплаты услуг потребителями УК может получать и другие средства. Часто бухгалтерам приходится сталкиваться с отражением в учете целевого финансирования. Средства на капитальный ремонт многоквартирных домов выделяются из бюджета. Для отражения финансово-хозяйственных операций используется счет 86.

Типовые проводки:

  • Целевое поступление из бюджета – Дт51 Кт86.
  • Списание материалов и услуг на выполнение работ – Дт20 Кт60, 10.
  • Списание расходов на капремонт – Дт86 Кт20.

Отдельно стоит отметить специфику учета расходов и доходов при проведении капремонта, финансируемого собственниками жилья. Признавать соответствующие поступления доходами не следует. При финансировании капремонта потребителями услуг управляющая компания формирует специальный фонд для реализации проекта.

При этом она получает взносы, не реализует товары и услуги, не получает агентского вознаграждения. То есть поступления критериям выручки не соответствуют. Что это означает на практике? Финансирование капремонта жильцами должно отражаться в бухучете аналогично целевому финансированию.

Использование отдельных субсчетов для счетов 51 и 86 является обязательным.

Если целевые средства, и не важно, из какого они поступили источника, расходуются на другие цели, они признаются доходами и облагаются налогом в соответствии с применяемым управляющей компанией режимом.

Отчетность

Отчитываются о результатах деятельности УК по общим правилам. Пользователи УСН сдают общую декларацию, актуальные формы персучета и НДФЛ. Компании, работающие на ОСНО, отчитываются по всем актуальным налогам, ежегодно предоставляют налоговикам бухгалтерский баланс и отчет о финрезультате.

Теги данной публикации: бухучетуправляющая компанияучетная политика

Квартплата: понятие, учет и документооборот в организациях ЖКХ, учет субсидий

  • Российский бухгалтер, N 12, 2018 годВиталий Семенихин,
  • эксперт журнала
  • Говоря о квартплате в повседневной жизни, многие из нас подразумевают платежи, которые приходится уплачивать по квитанциям: платежи за воду и отопление, за электроэнергию и содержание жилья и прочие платежи.
  • О том, что следует понимать под термином «квартплата», на основании каких документов она должна уплачиваться, как осуществляется документооборот по квартирным платежам, а также многие другие нюансы учета квартплаты в организациях ЖКХ, рассмотрим в данной статье.

Так что же такое «квартплата» или «квартирная плата»? В Постановлении ФАС Московского округа от 12 января 2006 г. по делу N КА-А40/13268-05 суд пришел к выводу, что законодатель определяет понятия «плата за пользование жилым помещением» и «квартирная плата» как тождественные.

Таким образом, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда, за капитальный ремонт жилого фонда, за наем жилья (для нанимателей), а также отдельно оплачиваются коммунальные услуги.

Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 апреля 2004 г. N 16419/03.

Понятия «жилищные услуги» дана в пункте 5.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных Приказом Росстата от 13 февраля 2017 г. N 88.

  1. Жилищные услуги — это услуги по:
  2. предоставлению в пользование жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;
  3. содержанию жилого помещения, включающие в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по холодной воде, горячей воде, электрической энергии, потребляемым при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  4. капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в многоквартирном доме;
  5. сбору и вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов.

Плата за коммунальные услуги согласно пункту 5.3 названных выше Указаний — это плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за наем, содержание жилого помещения для нанимателей жилья определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, что установлено пунктом 2 статьи 156 ЖК РФ.

В общем случае размер платы за наем и содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 3 статьи 156 ЖК РФ).

Плата за наем устанавливается в соответствии с Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными Приказом Минстроя России от 27 сентября 2016 г. N 668/пр.

В письме Минрегионразвития Российской Федерации от 2 мая 2007 г.

N 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» указано, что расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.

Деятельность расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров и применение «единых платежных документов» не может основываться на нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с ЖК РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не является компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.

Итак, согласно пункту 63 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, ТСЖ или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов. Такой порядок расчетов возможен в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении (пункт 64 Правил N 354).

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

  • Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель на основании пункта 65 Правил N 354 вправе по своему выбору:
  • а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
  • б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
  • в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354;
  • г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Потребителю, который принял решение об осуществлении оплаты коммунальных услуг в счет будущих периодов, не требуется уведомлять об этом исполнителя коммунальных услуг либо платежного агента, о чем сказано в Письме Минстроя России от 04 сентября 2015 г. N 28485-ОЛ/04.

Правилами N 354 не предусмотрено распределения платежей в счет будущих расчетных периодов пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе.

Указанные платежи учитываются в счет оплаты будущих периодов по результатам начисления соответствующих объемов коммунальных услуг в следующем расчетном периоде.

Если квартплата вносится наличными денежными средствами, то следует учитывать требования Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Общие положения, касающиеся организации документооборота денежных средств, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105 (далее — Положение N 105), но, применяя этот документ, следует учитывать, что его положения применяются в части, не противоречащей нормам Закона N 402-ФЗ.

  1. В соответствии с принципами, изложенными в Положении N 105, документооборот организации должен обеспечивать непрерывное ведение деятельности хозяйствующего субъекта, исходить из принципов рациональности, необходимости и достаточности документов.
  2. Движение документов в организации ЖКХ должно происходить в соответствии с разработанным графиком документооборота, который разрабатывается главным бухгалтером организации ЖКХ и утверждается Приказом ее руководителя.
  3. В частности, в графике документооборота указывается наименование документа, а также количество экземпляров, в которых составляется документ, лицо, ответственное за его оформление, срок оформления.

При осуществлении кассовых операций поступление наличных денежных средств в кассу организации должно сопровождаться оформлением приходного кассового ордера. В соответствии с законодательными требованиями приходный кассовый документ должен составляться в момент получения наличных денежных средств. Одновременно с выпиской первичных кассовых документов они подлежат отражению в кассовой книге.

Движение документов, относящихся к операциям с использованием контрольно-кассовой техники, тесно связано с движением документов по кассе, поскольку в конечном итоге наличная выручка организации, полученная за день с использованием контрольно-кассовой техники, подлежит сдаче в кассу.

Обязаны ли организации ЖКХ применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ)? Обязанность применения ККТ установлена статьей 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).

Согласно названной статье ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых хозяйствующие субъекты могут не применять ККТ, установлены статьей 2 Закона N 54-ФЗ. Перечень указанных видов предпринимательской деятельности является закрытым.

Согласно статье 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.

В связи с этим, при внесении в кассу ТСЖ взносов от жильцов дома, являющихся членами данного ТСЖ, которые аккумулируются у ТСЖ и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства, за выполненные по договорам для ТСЖ работы и предоставленные услуги, применение ККТ не требуется.

О том, что прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ, сказано и в Письме Минфина России от 25 мая 2018 г.

N 03-01-15/35605, где также уточняется, что при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.

Обратите внимание, что не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01 июля 2019 г.

вправе организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. На это указывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2018 г. N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оборот наличных денежных средств в организации строго регламентирован, в частности, Указанием Банка России от 11 марта 2014 г.

N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) и Федеральным законом от 22 мая 2003 г.

N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ). Таким образом, можно говорить, что обращение наличных денежных средств в пределах организации регулируют, в основном, два законодательных актах.

  • Первичные учетные документы, применяемые для документального оформления операций с наличными денежными средствами, утверждены Постановлениями Госкомстата России:
  • от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
  • от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;

от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Перечисленными постановлениями утверждены формы первичных учетных документов, а также формы регистров, необходимых при отражении операций с использованием наличных денежных средств.

Нюансы ведения бухучета в ЖКХ | ВДГБ

Бухгалтерский учет ЖКХ не регламентирован единым документом или статьей, поэтому бухучета ЖКХ ведут, руководствуясь методиками, разъяснительными письмами и рекомендациями Минфина и ФНС, а также общими правилами, нормами и принципами ПБУ, создавая свою систему бухгалтерского и налогового учета и указывают их в специальном документе–учетной политике компании.

Собственники квартир в МКД самостоятельно выбирают форму управления: ТСЖ или УК. Обе эти структуры созданы для того, чтобы эффективно управлять и производить качественное и своевременное техническое и санитарное обслуживание МКД.

  • Нюансы ведения бухучета в УК
  1. Учет затрат.

    Ведется на основании ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н. Расходы на обслуживание и ремонт МКД фиксируется в Дт 20-го счета, проводками Дт 20 Кт 10(60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). Структура счета 20(пример):

    Субконто 1
    Подразделение 1
    Субконто 2 МКД 1
    Субконто 3(затраты)
    • 1.       Канализация
    • 2.       Водоснабжение
    • 3.       Отопление
    • 4.       Электроэнергия
    • 5.       Озеленение
    • 6.       Содержание
    • 7.       Газоснабжение
    Субконто 2 МКД 2
    Подразделение 2
    Субконто 2 МКД 3
    Субконто 2 МКД 4
    Субконто 2 МКД 5

    Затраты на управление каждым структурным подразделением фиксируется в счете 25 «Общепроизводственные расходы».

    Издержки на обслуживание аппарата управления фиксируются в Дт счета 26 «Общехозяйственные расходы».

    По месячному итогу сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  2. Учет МПЗ.

    Ведется на основании ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

  3. Учет взаиморасчетов.

    Самый распространенный вариант взаиморасчета–указан в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, где УК является стороной, оказывающей возмездные услуги.

Проводки в таком случае такие:

Дт Кт Содержание
20(25) 60 Поступление коммунальных услуг от ресурсоснабжающей компании
19 60 Выделение входного НДС
68 19 Принятие НДС к вычету
62 90.1 Начисление платежей потребителей в УК
90.3 68 Начисление НДС
90.2 20 Списание издержек
50(51) 62 Поступление платежей от собственников
60 51 Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Получение УК целевых денежных средств, например, на капремонт, фиксируется на счете 86 «Целевое финансирование», и используется данные проводки:

Дт Кт Содержание
50(51) 86 Получение целевых ДС из бюджета
20 10(60) Списание материалов (получение услуг) на выполнение целевых работ
86 20 Фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств

УК может заключить агентский договор по сбору коммунальных платежей с ЕКРЦ, такое организуется на счете 76, субсчет 5 «Расчеты с ЕКРЦ», проводки будут такими:

Дт Кт Содержание
51 76.5 ЕРКЦ перечислил ДС
76.5 62 Оплата ЖКУ собственниками МКД
62 90.1 Отражена выручка

Если ресурсоснабжающая компания выставляет счет УК для сбора платежей, ЕКРЦ оплачивает их напрямую компании ЖКУ, то необходимо произвести взаиморасчет с такими проводками:

Дт Кт Содержание
20 60 Поступили услуги от компании ЖКУ
60 76.5 Проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации
76.5 62 ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением
62 90.1 Отражена выручка
90.2 20 Списана себестоимость

При налоговом учете доходы УК фиксируются в налоге на прибыль

  • Нюансы ведения бухучета в ТСЖ

Учет затрат и материалов производится, как и в УК, а поступление ДС проходит как:

  • коммерческая деятельность для привлечения допдохода;
  • членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета.

Коммунальные платежи фиксируются через счет 76 с данными проводками:

Дт Кт Содержание
76 86 Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете
10 60 Закупка материала
20 10 Списание материала
20 60(76) Затраты на закупку услуг с НДС
26 60 Затраты на управление ТСЖ
26 70 Зарплата управперсонала ТСЖ
51 76 Поступление ДС от собственников МКД за пользование услугами
60 51 Оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающих организаций
86 20 Взносы собственников, направленные на погашение затрат за пользование услугами

ТСЖ также может заниматься предпринимательством. Бухучет коммерческой деятельности ведется, как и в УК, но прибыль идет на достижение целей создания товарищества–п. 4 ст. 50 ГК РФ, применяется следующая проводка:

  • Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) финансирование»;
  • Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».

Расходы и доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ фиксируются в налогооблагаемой базе, а также доходы можно отнести к целевым средствам и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Бухгалтерский учет ЖКХ не имеет четкой законодательной основы и поэтому компании самостоятельно разрабатывают учетную систему пользуясь НК РФ, ЖК РФ, нормами ПБУ и рекомендациями Минфина.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *