Капитальный ремонт лифтов — что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работ

Капитальный ремонт лифтов - что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работ

Подъемные устройства многоквартирных домов интенсивно эксплуатируется. В результате узлы и агрегаты подвергаются естественному износу, возникает вероятность поломки комплектующих и сбоев в работе. С целью недопущения простоя лифтового оборудования и гарантирования безопасности планируется и проводится капитальный ремонт.

В рамках капремонта все узлы проверяются, регулируются и при потребности меняются сборочные единицы с целью доведения до установленных производителем технических требований. После окончания срока эксплуатации выполняется плановая замена лифтов. При поломке подъемника перед жильцами встает проблема, кто должен восстановить работоспособность и что входит в объем работ.

Фонды капитального ремонта лифтов

Капитальный ремонт лифтов - что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работ

Главная задача Фонда заключается в создании безопасных и комфортных условий проживания граждан, поэтому на организацию возлагаются следующие задачи:

  • аккумуляция средств на выполнение в установленные сроки капитального ремонта;
  • выполнение функции технического заказчика;
  • привлечение подрядчика;
  • финансирование расходов;
  • консультационная и организационно-методическая помощь по вопросам капремонта;
  • контроль над целевым расходом средств;
  • проверка качества и полноты проеденных операций в сроки, которые предусматривает план капитального ремонта лифтов.

Жильцы могут узнать, существует ли фонд по обслуживанию и капремонту подъемного устройства своего дома в интернете на сайте «Реформа ЖКХ мой дом», а также подав заявку в территориальную администрацию или жилищную инспекцию.

Замена лифтов по программе капремонта

Капитальный ремонт лифтов - что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работ

Решение субъекта, распоряжающегося жилым фондом, и комплект документов передается в территориальный орган Ростехнадзора, подтверждающий целесообразность выполнения замены оборудования согласно положениям программы капремонта. 80% средств выделяются с госфонда, а остальная часть оплачивается собственником. Для записи в программу анализируются следующие факторы:

  • срок и особенности эксплуатации подъемного механизма;
  • стоимость запланированных операций и сумма взноса собственника;
  • общее техсостояние лифтового оборудования и жилого дома.

Замена по программе проводится компаниями, которые специализируются на лифтовых устройствах. Оформляется акт передачи машинного помещения управляющей организации для ввода в эксплуатацию. С целью контроля над сроками и полнотой выполнения работ за объектом закрепляется инженер технадзора от Фонда.

Жители могут узнать наличие в программе капремонта подъемных устройств своего дома, подав заявление представителю территориальной администрации, специализирующегося на жилищных вопросах. Для ускорения процесса можно зайти на сайт администрации и посмотреть в разделе перечень домов, включенных в план капремонта.

Модернизация или капитальный ремонт

Капитальный ремонт лифтов - что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работМодернизация лифтового оборудования ‒ это комплекс работ, проводимых с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик и продления срока эксплуатации подъемного механизма. Запчасти для лифтов меняются более технологичными и современными. Модернизация предусматривает также изменение дизайна кабины, обходится дешевле полной замены агрегатов и позволяет:

  • улучшить работоспособность подъемного оборудования;
  • обеспечить комфорт для пассажиров;
  • обеспечить соответствие подъемного устройства уровню технического прогресса;
  • увеличить надежность и безопасность эксплуатации;
  • повысить точность остановки и плавность хода;
  • обеспечить бесшумность функционирования и продлить ресурс устройства.

Ремонт за счет средств капитального ремонта осуществляется для восстановления ресурса безаварийного функционирования механизма методом замены комплектующих. При этом не меняются параметры грузоподъемности, скорости, торможения и кинематические схемы.

Сроки капитального ремонта лифтов

Капитальный ремонт лифтов - что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работ

Регламентирующими нормативами в области эксплуатации и капремонта является ГОСТ 22011-95. С момента остановки лифтового оборудования до приема комиссией период должен составлять не больше 75 календарных дней. На протяжении последующих 15 дней Ростехнадзор выдает акт ввода, являющийся основанием запуска механизма в эксплуатацию.

Автор статьи: ЛифтКомплект

Как и кем производится обслуживание лифтов

Обслуживание лифтов — система мер, которая направлена на обеспечение безопасной и бесперебойной работы подъемной конструкции и заключается в осмотре, диагностике и ремонте составляющих лифта.

Критерии определения состояния лифтовой конструкции

Главные критерии состояния конструкции при осмотре лифта следующие:

  • исправность таких элементов, как: лебедка, двери лифтов, система управления, освещение и сигнализация, связь с диспетчером;
  • ограждения шахт должны соответствовать требованиям ПУБЭЛ;
  • проверяются механизмы отпирания дверей шахт с помощью аварийного ключа.

Какой срок службы у лифта в жилых домах?

Максимальным сроком эксплуатации лифтовых конструкций считается срок, равный 25 годам. Определение возможного срока эксплуатации лифта складывается из следующих показателей:

  • требования, определяемые ГОСТом: лифтовая кабина может использоваться в течение 25 лет, детали механизма до 12 лет и 6 месяцев;
  • данные, предоставленные производителем;
  • имеющиеся поломки (после их устранения проводится повторное тестирование);
  • степень активности использования подъемника.

Чем выше уровень обслуживания лифтового оборудования, тем дольше может использоваться конструкция.

В чьей собственности обычно находится лифт?

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, лифты и шахты являются общей собственностью владельцев квартир. С помощью управляющих организаций или жильцами самостоятельно заключаются договоры с организациями, которые занимаются обслуживанием лифтов. Продолжительность обслуживания компанией и стоимость услуг определяются договором.

Обслуживание и ремонт лифта

Обслуживание и ремонт лифта, с финансовой стороны, — это обязанность жильцов.

За чей счет осуществляется ремонт

Содержание, ремонтные работы и проверки конструкций подъемников оплачиваются жильцами. Жители квартир, расположенных на первом этаже, не освобождены от внесения платы, потому что являются их совладельцами.

Обязанности управляющей компании по обслуживанию лифта

Обслуживание подъемников включает в себя следующие работы:

  • круглосуточное обеспечение безопасной работы подъемника, соответствующей стандартам;
  • ликвидация неисправностей, которые могут препятствовать работе лифта;
  • плановые осмотры конструкций с целью обнаружить дефекты подъемника;
  • подготовка документов для вывода конструкции из эксплуатации;
  • экстренная ликвидация поломок.

Все эти пункты должны обеспечиваться в полной мере.

Капитальный ремонт лифтов - что к нему относится, перечень работ, за чей счет происходит замена лифтового оборудования, входит ли это в капремонт, а также сроки проведения и выполнения работ

Куда жаловаться при некачественном ремонте?

При обнаружении каких-либо неисправностей или посторонних звуков следует обратиться в свою управляющую компанию или ТСЖ. Еще одним вариантом является письменное заявление жильцов, которое нужно передать в офис управляющей организации.

Если управляющая компания откладывает ремонт или игнорирует сообщения от жильцов, следует сообщить об этом в жилищную инспекцию и управу района. Жалобу можно отправить с помощью электронной приемной или передать начальнику окружной инспекции. После того как жалоба будет рассмотрена, управляющая компания будет обязана ликвидировать неполадки.

Следует знать, что управляющая организация несет ответственность за все услуги по обслуживанию подъемников, в т. ч. и за надлежащий внешний вид кабины.

Жилищная инспекция контролирует содержание общего домового имущества, включая соблюдение обязательных требований к содержанию лифтов в многоквартирных домах. Проверке подлежат, в частности, работа диспетчерской службы и договоры с организациями, которые обеспечивают техническое обслуживание лифтовых конструкций.

Как заменить лифт в доме?

Чтобы решение о замене было принято, нужно согласие не менее 2/3 владельцев квартир.

Лифт может быть заменен несколькими способами:

  1. Самостоятельно: финансовые затраты при самостоятельной замене подъемника оплачиваются собственниками квартир. Чтобы сократить расходы, можно прибегнуть к услугам монтажной компании, которая предоставит рассрочку до полугода. Поиском организации, занимающейся обслуживанием лифтов, занимается управляющая организация дома.
  2. Участвовать в федеральной программе по капитальному ремонту: программа предлагает распределение затрат между владельцами квартир и государством. Для включения дома в программу нужно собрать документы и предоставить их комиссии. При рассмотрении обращения комиссией учитывается степень изношенности конструкции, срок эксплуатации, состояние всей постройки и сумма, которую жильцы способны внести при замене.

Пошаговая инструкция

Порядок действий при замене лифта:

  1. Запросить заключение у управляющей компании. Заключение управляющей компании выдается после осмотра подъемной конструкции, должна быть подтверждена опасность его дальнейшей эксплуатации.
  2. Собрать собственников жилья. Жильцам следует принять решение о замене подъемной конструкции ранее предусмотренных сроков. Решение оформляется документально в форме протокола.
  3. Обратиться в мэрию города. После получения согласия жильцов дома, следует представить документы (заключение управляющей компании и протокол решения собрания собственников) в органы местного самоуправления для переноса замены на более ранний срок.
  4. Сбор средств. Заменить конструкцию ранее установленного срока возможно тогда, когда дом имеет необходимую накопленную сумму. Накопления собираются взносами на капитальный ремонт.

В чем разница между заменой и модернизацией?

Модернизация — замена старых узлов и деталей на новые с целью обеспечить безопасность конструкции и продлить срок его эксплуатации.

Модернизация делится на несколько видов:

  • комплексная модернизация (замене подлежат все элементы, кроме металлических конструкций);
  • частичная модернизация (заменяются отдельные узлы по рекомендации специалиста).

В замену включается как последовательная замена всех элементов, так и наладка и проверка технического состояния. Приемку работы осуществляют представители управляющей организации. Замена подъемника производится в течение одного месяца.

Необходимые документы

Чтобы начать процесс по замене конструкции, нужен следующий пакет документов:

  • документ, содержащий информацию об управлении многоквартирным домом;
  • технический паспорт дома;
  • информация по количеству и площади нежилых помещений;
  • акт осмотра подъемника с описанием его технического состояния;
  • заключение уполномоченного органа, которое подтверждает необходимость замены;
  • проект замены и смета.

Оплата за лифт в многоквартирном доме

Данная сумма зависит от нескольких факторов.

Как устанавливаются тарифы на содержание лифта?

Владельцы квартир должны составить список услуг на общем собрании, согласовать условия оказания и выполнения этих услуг и размеры оплаты по содержанию и ремонту общего имущества.

Читайте также:  Кто делает капитальный ремонт или подробности о некоммерческих организациях капитального ремонта многоквартирных домов, рег операторах и подрядных компаниях: к кому и когда обращаться собственникам?

На сумму по оплате влияет и способ управления многоквартирным домом, который выбрали собственники.

При выборе управляющей компании жильцы самостоятельно выбирают сумму оплаты, исходя из предложений организации.

При выборе формы ТСЖ сумма оплаты определяется органами управления товарищества или кооператива, опираясь на смету доходов и расходов.

Входит ли оплата за лифт в содержание жилья?

Оплата за подъемник входит в содержание жилья, сумма оплаты для каждого владельца зависит от площади его квартиры.

Как провести ремонт лифтового оборудования раньше срока капремонта

В данной статье рассмотрим ситуацию, когда в неисправность пришло оборудование в МКД, которое требует капитального ремонта, а собственники своевременно не проводят общее собрание для голосования по данному вопросу. А также возможные действия управляющей организации для минимизации рисков здоровью жильцов, и судебную практику по данному вопросу.

В п. 7.6.2. ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.

2014 N 93-ст), приведен состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), в который входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в т.ч.

лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения; оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов); привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей; постов управления; кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства; дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей; шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов; преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат; натяжного устройства уравновешивающих канатов; ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости; ловителей; противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии); разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине; подвесного кабеля; тяговых элементов; уравновешивающих канатов, цепей; каната ограничителя скорости; буфера.

Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.

Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.

Из положений ГОСТ Р 55964-2014 следует, что если сломался какой-либо из элементов (узлов), перечисленных в п. п. 7.6.2. указанного стандарта, то работы по замене или ремонту такого элемента (узла) относятся к капитальным.

В связи с этим у управляющей организации возникает вопрос – можно ли провести капитальный ремонт лифта (лифтового оборудования) за счет средств текущего ремонта или целесообразнее изыскать для такого ремонта собственные средства, а затем взыскать их в качестве неосновательного обогащения с регионального оператора, если фонд капитального ремонта формируется на его счете.

Что касается возможности использования средств текущего ремонта для проведения капитального ремонта, то на наш взгляд, без принятия собственниками помещений соответствующего решения и без внесения изменений в договор управления, такая возможность у управляющей организации отсутствует ввиду следующего:

Частью 1 ст. 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В ч. 2 ст.

154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. Эта плата включает в себя:

  1. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

  2. взнос на капитальный ремонт;

  3. плату за коммунальные услуги.

Таким образом, в структуре платы выделены такие самостоятельные составляющие как плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за текущий ремонт, и плата за капитальный ремонт в виде взносов.

Каждая из указанных видов плат является источником финансирования соответствующих работ и носит целевой характер, т.е. должна быть использована на оплату того вида работ, в отношении которых ее размер установлен.

Как указано в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.

2017 N 22 (далее ПП ВС РФ №22), перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество или кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, о чем прямо указано в п. 35 Правил №491.

Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются в соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ существенными условиями договора управления.

Из изложенного следует, что размер платы за содержание жилого помещения, включающий в себя плату за текущий ремонт, определяется на общем собрании собственников помещений с учетом соблюдения принципа его соразмерности утвержденному собственниками помещений перечню, объемам и качеству услуг и работ, в т.ч. по текущему ремонту, и указывается в договоре управления многоквартирным домом.

Согласно п. 16 и п. 17 ПП ВС РФ №22 размер платы за содержание и текущий ремонт не может устанавливаться произвольно и не может быть изменен управляющей организацией в одностороннем порядке.

Перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являясь существенным условием договора управления, также не может изменяться в одностороннем порядке управляющей организацией, если иное не установлено в условиях договора управления многоквартирным домом.

Следовательно, полученные управляющей организацией средства на проведение текущего ремонта должны быть использованы по целевому назначению – на проведение работ по текущему ремонту тех видов, в том объеме и в те сроки, которые предусмотрены договором управления многоквартирным домом.

Взносы на капитальный ремонт также носят целевой характер и могут расходоваться только в том порядке, который урегулирован разделом   IX ЖК РФ и предусматривает принятие собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта с учетом предложения лица, управляющего многоквартирным домом.

В ч. 2 ст.

189 ЖК РФ указано, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Согласно пп. г) п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.

2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, управляющая организация, выявившая необходимость проведения капитального ремонта лифта, должна сформировать предложение для собственников помещений, содержащее информацию, необходимую для принятия собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта (состав информации, подлежащей отражению в таком решении приведен   в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта в ч. 5 и ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ) и инициировать проведение общего собрания собственников помещений с соответствующей повесткой дня (такое право ей предоставлено ч. 7 ст. 45 ЖК РФ).

Читайте также:  Как получить домовую книгу на частный дом? Что это такое и как оформить?

В качестве источника финансирования проведения работ по капитальному ремонта лифта в сроки, более ранние, чем предусмотрено региональной программой проведения капитального ремонта, могут быть дополнительные средства, уплачиваемые собственниками помещений с последующим зачётом таких средств путем освобождения собственников от уплаты взносов на капремонт в будущих периодах в пределах потраченной суммы (при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора), а также средства фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете при условии их достаточности для проведения капитального ремонта лифта в более ранние сроки или при условии уплаты собственниками помещений взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса.

Если собственники помещений не соберутся на общее собрание по вопросу проведения капитального ремонта лифта ранее срока, предусмотренного региональной программой, а обращение управляющей организации в уполномоченный орган для целей актуализации такой программы путем внесения в нее (и в краткосрочный план ее реализации) изменений из-за неотложности проведения работ по капитальному ремонту лифта не даст быстрых результатов, то можно рассмотреть такой вариант действий, которые предприняла управляющая организация из Екатеринбурга (см. Дело № А60-63605/2017)

Эта управляющая организация выполнила работы по капитальному ремонту лифта (замену каната ограничителя скорости) за собственный счёт, а затем обратилась в суд за взысканием потраченных денежных средств с регионального оператора, который отказался в добровольном порядке возместить расходы на проведение ремонтных работ по восстановлению работоспособности лифтового оборудования, поскольку срок их проведения по региональной программе был определен 2036-2038 гг., и для переноса сроков необходимо общее собрание собственников данного многоквартирного дома, которое не состоялось.  

Как указано судом, «начиная с 2014 г. управляющая компания не вправе собирать денежные средства по статье «капитальный ремонт» поскольку данное право в силу положений ст. 180 ЖК РФ относится к компетенции Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.

Однако, несмотря на то, что работы по замене каната ограничителя скорости являются работами капитального характера, управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, учитывая неотложный характер данной поломки, осуществило замену указанного лифтового оборудования, также управляющая компания не выбрана в качестве владельца спец. счета для формирования фонда капремонта. Учитывая, что денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту, в связи с чем, указанные работы управляющая компания провела за свой счет».

Поскольку между управляющей организацией и региональным оператором отсутствуют договорные отношения, отсутствуют и основания для зачёта взаимных требований, связанных с содержанием общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с этим управляющая организация обратилась в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения с регионального оператора.

Арбитражный суд Свердловской области Решением от 23 марта 2018 года удовлетворил требования управляющей организации в полном объеме.

17 ААС своим Постановлением № 17АП-6280/2018-ГК от 31.05.

18 отменил решение суда первой инстанции и отказал управляющей организации в удовлетворении ее требований к региональному оператору, ссылаясь на то, что «судом не учтены положения, касающиеся организации капитального ремонта, введенные законодателем в разделе IX ЖК РФ, при этом, основания для вывода о том, исполнитель коммунальных услуг по своему усмотрению вправе изменять сроки проведения капитального ремонта, закрепленные в Региональной программе капитального ремонта, и самостоятельно проводить капитальный ремонт, а также получать компенсацию затрат от ответчика 2, апелляционным судом не установлены».

О необходимости и потребности в ремонте лифтового оборудования в многоквартирных домах — новости — пресс-центр — главная — департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области официальный сайт

27 декабря 2019

О необходимости и потребности в ремонте лифтового оборудования в многоквартирных домах

В соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность проведения в приоритетном порядке работ по ремонту замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в рамках реализации региональной программы капитального ремонта.

Отнесение вышеуказанных работ к работам, проводимым при капитальном ремонте за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт установлено частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По информации Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, как органа уполномоченного на осуществление контроля за реализацией региональной программы капитального ремонта, по состоянию на 1 октября 2019 года на территории Свердловской области 1546 лифтов, установленных в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном(ых) счете(ах) работают с превышением назначенного срока службы (более 25 лет). При этом, количество лифтов, отработавших назначенный срок службы, за 5 лет (с 2020 года по 2024 год включительно) в домах, где фонд капитального ремонта формируется на специальном счете увеличится на 277 единиц.

В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18 октября 2011 года № 824 (далее – ТР ТС 011/2011), по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия; лифты, введенные в эксплуатацию до 2013 года и отработавшие назначенный срок службы (25 лет), должны быть приведены в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011 до 2025 года (пункт 3.4 статьи 4, пункт 5.5. статьи 6 ТР ТС 011/2011).

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, (часть 4.

1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации) собственники помещений в многоквартирном доме наделены правом принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, но при условии, что на дату принятия такого решения на специальном счете достаточно средств для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

  • Жилищное законодательство при этом определяет, что финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
  • Согласно подпункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта отнесено к полномочиям общего собрания собственников помещений в доме.
  • Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Существенные протокола общего собрания о проведении капитального ремонта со специального счета определены частью 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вопросы, ответы, разъяснения

Вопрос: Должны ли владелец и специализированная организация назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, в том числе, когда специализированная организация по договору с владельцем объекта выполняет все работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов?

Ответ: Подпунктом «с» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, установлено требование, предусматривающее безусловную обязанность организации – владельца лифта назначить из числа квалифицированного персонала лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта.

С учетом формулировки подпункта «с» пункта 4 Правил требование о назначении владельцем объекта лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, подлежит исполнению владельцем объекта независимо от распределения обязанностей по использованию и содержанию объекта между владельцем объекта и специализированной организацией (в случае заключения между ними соответствующего договора).

Контроль надлежащего исполнения специализированной организацией договорных обязательств в части выполнения работ по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объектов с соблюдением требований Правил с учетом примененной в пунктах 4 и 16 Правил формулировки «обеспечивается владельцем объекта» выполняется владельцем объекта. При этом согласно содержащемуся в Правилах определению квалифицированного персонала и требованиям приказа Минтруда России от 17.01.2014 № 18н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования» соответствующая обязанность должна быть возложена на работника организации – владельца объекта, прошедшего в установленном порядке оценку квалификации на соответствие требованиям вышеприведенного профессионального стандарта (лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта).

Вопрос: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотрено внесение сведений об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (кроме лифтов), в реестр. Каков порядок внесения сведений в указанный реестр?

Ответ: Сведения в целях внесения в реестр экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов (кроме лифтов) подаются в центральный аппарат Ростехнадзора в заявительном порядке (форма заявления произвольная) с указанием сведений и приложением документов, в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.10.2017 № 425.

Читайте также:  Управляющая компания ТСЖ - что это такое: одна ли это и та же организация или нет, какая разница может быть между УК и ТСЖ, в чем отличия в правах и форме управления ЖКХ, могут ли они быть в одном доме и, наконец, что все-таки лучше?

Вопрос: Прошу разъяснить, относится ли подпункт «б» пункта 2 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов ко всем грузовым лифтам (включая грузовые лифты, которые управляются лифтером из кабины лифта), или только к грузовым лифтам, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, одновременно у которых конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека?

Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил на грузовые лифты, не допускающие свободный доступ человека в кабину лифта, действие Правил не распространяется.

На грузовые лифты независимо от вида управления, допускающие свободный доступ человека в кабину таких лифтов (лифтер, управляющий лифтом из кабины, персонал свободно входящий в кабину лифта при погрузке разгрузке лифта и т. д), требования Правил распространяются.

Вопрос: Необходимо ли регистрировать лифты, введенные в эксплуатацию в 1973 году, в связи с выходом постановления Правительства от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»?

Ответ: Согласно пункту 3 Постановления все лифты, на которые распространяется действие Правил, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации) и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.

Вопрос: Какие требования предъявляются к квалифицированному персоналу по обслуживанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов?

Ответ: Согласно Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства от 24.06.

2017 № 743, «квалифицированный персонал — физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

  • Вопрос: Какие лица должны быть назначены организацией, обслуживающей лифты, для их безопасной эксплуатации и каким документом?
  • Ответ: В соответствии подпунктом «и» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах, лицо (организация), осуществляющее обслуживание лифта, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, назначает распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:
  • — лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов;
  • — лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифта;
  • — электромеханика по лифтам;
  • — лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.
  • В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров.
  • Вопрос: Обязательно ли применять работодателям наименования квалификаций, содержащихся в профессиональных стандартах работников, занятых в лифтовой отрасли?
  • Ответ: Наименования квалификаций предназначены для целей присвоения и проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, и не определяют наименования должностей работников.
  • Наименование должности работника может быть определено на основе соответствующего профессионального стандарта — графа «возможное наименование должности».

В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

  1. Вопрос: Может ли владелец самостоятельно эксплуатировать лифт, подъемную платформу для инвалидов, пассажирский конвейер без привлечения специализированной организации?
  2. Ответ: Согласно пунктам 16 и 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, работы по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера могут выполняться владельцем самостоятельно при условии его соответствия требованиям Правил к специализированной организации.
  3. Вопрос: Подскажите, какие профессиональные стандарты существуют на текущий момент и могут быть использованы для оценки квалификаций персонала, осуществляющего выполнение работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта?
  4. Ответ: В настоящее время разработаны, утверждены Минтрудом России и зарегистрированы в Минюсте России профессиональные стандарты, размещенные в сети Интернет по адресу http://sovetlift.ru/professionalnye-standarty/utverzhdennye-standarty/

Вопрос: Наша организация является муниципальным унитарным предприятием. Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности?

Ответ: Для организаций с участием государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.

2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются организациями с государственным участием, перечисленными в Постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов, в которых предусматривается:

  • — определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
  • — определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
  • — проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть в соответствии со статьей 196 Кодекса.
  • Согласно статье 196 Кодекса работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.
  • В Постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.
  • Вопрос: Где можно пройти оценку квалификации работников, участвующих в процессах монтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта (лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов)?
  • Ответ: Сведения о Центрах оценки квалификации, осуществляющих деятельность по проведению профессиональных экзаменов, размещены в Реестре независимой оценки квалификаций по адресу: https://nok-nark.ru/cok/
  • Вопрос: Чем определяются требования, предъявляемые к опыту работников, участвующих в процессах эксплуатации лифтов?

Ответ: Согласно определению квалифицированного персонала, содержащемуся в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, такие работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным соответствующими профессиональными стандартами. Профессиональными стандартами определяются в том числе требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе.

Вопрос: Подтверждают ли документы об образовании и (или) о квалификации, выданные образовательными организациями (вузами, колледжами и учебными центрами), квалификацию персонала в соответствии с установленным Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах понятием «квалифицированный персонал»?

Ответ: Согласно подпункту «р» пункта 4 и подпункту «а» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций. Кроме того, согласно определению квалифицированного персонала, соответствие его квалификация должно быть подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *