Капитальный ремонт — решение Верховного Суда РФ: разрешил ли он собственникам за него не платить в многоквартирном доме и признал ли взносы за кап. ремонт незаконными, а также вынес ли определение в пользу оплаты их в фонд?

Организации, управляющие многоквартирными домами, часто сталкиваются с проблемой, когда какой-то элемент в МКД требует капремонта и создаёт опасность для проживания, а по региональной программе такой ремонт запланирован через десятилетия. Рассказываем, как управляющая организация из Екатеринбурга решила эту ситуацию.

Капитальный ремонт - решение Верховного Суда РФ: разрешил ли он собственникам за него не платить в многоквартирном доме и признал ли взносы за кап. ремонт незаконными, а также вынес ли определение в пользу оплаты их в фонд?Как оформить кредит на капитальный ремонт в доме со спецсчётом

Капремонт дома с аварийным лифтом был в плане только в 2036 году

Одна из управляющих организаций в Екатеринбурге была вынуждена отключить лифт в 16-этажном доме: вышел из строя канат ограничителя скорости. Эксплуатация неисправного оборудования могла повлечь причинение вреда и здоровью людей. Поскольку замена каната относится к работам капитального характера, УО обратилась в региональный фонд капремонта.

Регоператор отказался оплачивать работы, поскольку, согласно областной программе, капремонт дома запланирован только в 2036–2038 гг. Сам Фонд не имеет права вносить изменения в программу и раньше установленного срока ремонтировать лифт, к тому же для подобной процедуры необходимо решение ОСС в доме.

УО попыталась провести общее собрание собственников, чтобы довести до них информацию по ситуации с лифтом и предложить им выбрать источник финансирования ремонта, но собрание не состоялось. Это не помешало жителям дома направлять в управляющую организацию многочисленные жалобы: без лифта добираться до верхних этажей 16-этажного дома им было трудно.

Управляющая организация в итоге заменила неисправный элемент лифтового оборудования. Стоимость работ составила почти 10 тысяч рублей.

Поскольку УО не имела права использовать средства, поступающие от жителей за содержание жилья, на работы капитального характера, компания оплатила ремонт из собственных средств, а затем подала иск в суд с требованием взыскать эти деньги с регионального Фонда капремонта и областного Министерства энергетики и ЖКХ (дело № А60-63605/2017).

Уо провела ремонт лифта за свой счёт и в суде первой инстанции взыскала его стоимость с регоператора

Суд первой инстанции, заслушав стороны дела, встал на сторону управляющей домом организации. Он отметил, что в силу ст. 180 ЖК РФ с 2014 года компании, которые управляют многоквартирными домами, не имеют права собирать денежные средства на капремонт. Это компетенция регионального фонда содействия капремонту общего имущества в МКД.

Следовательно, УО не может проводить капитальный ремонт из средств, которые жители дома перечисляют за содержание жилого помещения. Собственники в доме не выбирали управляющую организацию владельцем спецсчёта. При этом в целях надлежащего содержания ОИ дома и учитывая неотложный характер поломки лифта, компании пришлось провести замену части оборудования. Эти работы являются капитальными.

Ссылку регоператора на возможность зачесть стоимость ремонта лифта в счёт исполнения собственниками обязательств по оплате взносов на капремонт в будущие периоды судья отклонил:

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт лежит на собственниках. Фактически договорные отношения по внесению названных взносов возникают только между владельцами помещений и регоператором.
  2. Работы были выполнены управляющей организацией за свой счёт. Между УО и Фондом капремонта отсутствуют какие-либо договорные отношения и невозможен зачёт взаимных требований, связанных с содержанием общего имущества собственников в доме, регоператор необоснованно отказался оплатить работы по капремонту лифта.

При этом суд признал, что областное Министерство энергетики и ЖКХ не является надлежащим ответчиком по делу, и всю сумму, затраченную на починку лифта, обязан возместить УО региональный Фонд капремонта.

Капитальный ремонт - решение Верховного Суда РФ: разрешил ли он собственникам за него не платить в многоквартирном доме и признал ли взносы за кап. ремонт незаконными, а также вынес ли определение в пользу оплаты их в фонд?Фонд капитального ремонта и способы его формирования

Апелляционный суд рекомендовал УО взыскивать стоимость ремонта с собственников

Ответчики подали апелляционную жалобу на решение суда, указывая, что содержащиеся в нём выводы отрицают систему организации капремонта, указанную в разд. IX ЖК РФ, противоречат порядку финансирования таких ремонтных работ.

Фонд капремонта и представители областного министерства нашли неверной позицию суда о том, что, если в доме возникла необходимость провести какие-либо капитальные работы ранее установленных очередью сроков, УК может может это сделать за свой счёт и тут же получить компенсацию от регоператора.

Апелляционный суд согласился с жалобой, отметив, что обязательства регоператора перед собственниками помещений закреплены в ст. 182 ЖК РФ и направлены на обеспечение капремонта общего имущества в многоквартирном доме в объёме и в сроки, которые утверждены региональной программой капитального ремонта.

Законодательство допускает изменение сроков проведения работ по капремонту несколькими способами, например, путём внесения изменений в действующую редакцию региональной программы или перехода собственников на специальный счёт. Актуализация программы проводится согласно ст. ст. 7–10 Закона Свердловской области от 12.12.2013 № 127-03.

Управляющая организация не предоставила суду доказательств, что обращалась в орган местного самоуправления о переносе сроков проведения капремонта лифтового оборудования в доме. Также УО была вправе провести ОСС и предложить собственникам утвердить финансирование работ за счёт дополнительных взносов, а также вправе получить компенсацию своих затрат на ремонт.

Если собственники на ОСС утвердили бы сбор средств на ремонт лифта, то они могли бы рассчитывать на зачёт стоимости проведённого ремонта – освобождение от уплаты взносов в будущих периодах в пределах потраченной суммы (ч. 5 ст. 181 ЖК РФ).

Резюмируя все доводы, апелляционный суд отменил решение коллег, посчитав, что регоператор не обязан возмещать УО средства, потраченные на внеочередной капитальный ремонт общего имущества в доме.

Вс рф обязал регоператора выполнить обязательства по оплате капремонта, возместив расходы уо

Дело перешло в кассационную инстанцию, куда управляющая организация подала жалобу на выводы апелляционного суда.

Компания настаивала, что судья, отменяя первое решение, не учёл, что выполнение истцом работ по замене каната ограничителя скорости, относящихся к работам капитального характера, были необходимы для предотвращения причинения вреда жизни и здоровью собственников, а также обеспечения надлежащего содержания общего имущества дома. Отремонтировать лифт нужно было срочно, а ОСС не состоялось.

Суд кассационной инстанции основывал своё решение на следующем:

  1. В деле имеется акт технического обследования, который доказывает необходимость замены каната ограничителя скорости лифтового оборудования из-за обрыва.
  2. УО довела до собственников помещений в доме информацию о необходимости провести ОСС и решить вопрос капитального ремонта оборудования, но собрание не состоялось.
  3. Испытательная лаборатория составила акт технического освидетельствования лифта, зафиксировав износ каната, и работа лифта была остановлена до устранения дефекта.
  4. Неисправность лифтового оборудования создаёт опасность для жизни и здоровья жителей многоквартирного жилого дома. Работы по его ремонту относились на момент их проведения к неотложным работам.
  5. В настоящее время ремонт такого оборудования законом отнесён к видам капитального ремонта (п. 2 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).
  6. УО выполнила свои обязательства по организации надлежащего содержания лифтового оборудования, оплатив капремонт из собственных средств.
  7. Собственники помещений в доме выполняют свою обязанность по внесению средств на капремонт, перечисляя средства на счёт регоператора.
  8. Управляющая организация не имеет права собирать с собственников взносы на такой вид ремонтных работ, это компетенция областного Фонда капремонта, если собственники на ОСС не решили иное (ст. 180 ЖК РФ).

Суд кассационной инстанции пришёл к выводу, что регоператор не выполнил своих обязательств и поэтому должен возместить УО расходы, понесённые при выполнении работ по капремонту общего имущества в доме. Судья указал, что апелляционная инстанция сделала выводы, основываясь на общих положениях, без учёта сложившихся обстоятельств спора.

Определение апелляционного суда было отменено, а решение первой инстанции оставлено в силе. ВС РФ, куда обратились ответчики, не стал рассматривать жалобу согласившись с тем, что регоператор по капремонту должен возместить управляющей организации стоимость работ по замене каната лифта.

Капитальный ремонт - решение Верховного Суда РФ: разрешил ли он собственникам за него не платить в многоквартирном доме и признал ли взносы за кап. ремонт незаконными, а также вынес ли определение в пользу оплаты их в фонд?Как отсудить у фонда капремонта ущерб за капитальный ремонт

Выводы

Управляющие организации, отвечающие за надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, могут оказаться в ловушке, когда какой-то элемент требует капремонта, регоператор отказывает в этом, а собственники не согласны дополнительно собирать средства, которые они и так ежемесячно перечисляют.

Согласно выводам судов в деле № А60-63605/2017, у УО в таком случае есть несколько выходов:

  1. Провести ОСС и утвердить капремонт за счёт дополнительных средств с последующим зачётом – освобождением собственников от уплаты взносов на капремонт в будущих периодах в пределах потраченной суммы.
  2. Провести ОСС, на котором собственники утвердят способ формирования фонда капремонта на спецсчёте. В таком случае сами собственники, а не регоператор, будут определять сроки проведения работ капитального характера.
  3. Обратиться в орган местного самоуправления с просьбой внести изменения в региональную программу капремонта из-за неотложности необходимых работ по капремонту ОИ в доме.

Если собственники откажутся от дополнительных взносов, а быстро внести изменения в программу капремонта невозможно, можно попробовать поступить так, как это сделала УО из Екатеринбурга: выполнить работы за собственный счёт, а потом попытаться отсудить средства у регионального оператора. Однако нужно иметь ввиду, что разные суды могут решить ситуацию по-разному, и итог разбирательства не всегда предсказуем.

Читайте также:  Сколько стоят услуги риэлтора при покупке квартиры в ипотеку и нужен ли этот человек для приобретения жилья через агентство недвижимости?

А вы попадали в подобные ситуации? Если да, то как решали их?

Слухи: Верховный суд разрешил не платить за капремонт

Капитальный ремонт - решение Верховного Суда РФ: разрешил ли он собственникам за него не платить в многоквартирном доме и признал ли взносы за кап. ремонт незаконными, а также вынес ли определение в пользу оплаты их в фонд?

В июле первые квитанции на уплату взносов на капремонт получили москвичи. В связи с этим в федеральных СМИ активно продолжилось обсуждение капремонта (например, чем схема сбора взносов напоминает финансовую пирамиду), а депутаты Госдумы начали предлагать всевозможные поправки к порядку сбора взносов на капремонт (например, освободить от них одиноких пенсионеров).

А мы вспомнили один распространенный слух про капремонт, который уже давненько гуляет по соцсетям, и решили разобраться, насколько он правдив.

Слух: Верховный суд объяснил, что взносы за капитальный ремонт платить не нужно

Мы предполагаем, что этот слух пошел от определения Верховного Суда РФ №57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 года. Собственно, это подтверждает и картинка из нашей статьи, которую мы взяли из репоста В Контакте. Автор этой картинки, оставшийся неизвестным, выдернул из решения ВС всего лишь одну фразу:

«Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт«.

Одна фраза полностью подкрепила личную позицию анонимного автора по поводу уплаты взносов на капремонт и позицию миллионов россиян. Когда тебе что-то кажется несправедливым, ты ищешь обоснование этому.

Увы, в случае с соцсетями всю подаваемую информацию нужно делить на два и перепроверять. Чтение судебных актов — весьма специфическое занятие. Неподготовленный человек не всегда может правильно его понять и уловить суть.

Поэтому мы решили прочитать то самое решение Верховного суда и объяснить его вам.

Итак, в 2012 году были приняты поправки в Жилищный кодекс РФ, которые и ввели те самые взносы на капитальный ремонт. Особенностью российского законодательства является то, что по разным вопросам законы принимаются на разных уровнях.

Например, в жилищной сфере наиболее общие правила принимаются на уровне федеральных властей, а власти регионов в рамках своих полномочий эти правила детализируют.

То есть систему сбора взносов на капремонт строят и федеральные, и региональные власти.

Напомним, что федеральное законодательство по своей юридической силе выше любого из региональных законов. Поэтому на каждого россиянина из любого субъекта федерации будет распространяться прописанное в Жилищном кодексе правило:

  • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
    1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • 2) взнос на капитальный ремонт;
  • Часть 2 статьи 154 ЖК РФ

3) плату за коммунальные услуги.

После принятия поправок в ЖК РФ регионы начали строить свою систему сбора взносов на капремонт. Так, в Белгородской области в январе 2013 года приняли областной закон о создании системы финансирования капремонта общего имущества в многоквартирных домах. Аналогичные законы приняли и другие регионы.

Житель Белгородской области Н.В. Безуглый не согласился с областным законом о капремонте и решил обжаловать его в суде. Его жалобу на закон по первой инстанции рассматривал Белгородский областной суд.

Мужчина был не согласен с тем, что областной закон незаконно возлагает на собственников квартир обязанность платить деньги за ремонт общего имущества дома. Белгородский суд, однако, отказал Безуглому в удовлетворении его заявления и оставил закон в силе.

Далее белгородец обжалует решение областного суда в Верховный суд РФ, но и там судьи придерживаются аналогичной позиции.

В своем определении от 4 июня 2014 года Верховный суд подробно объясняет, почему Безуглому отказали в отмене областного закона о системе финансирования капремонта. Обращаем внимание на то, КАКОЙ закон оспаривал белгородец и О ЧЕМ он.

Это закон, создающий регионального оператора капремонта в Белгородской области. Грубо говоря, в этом законе регламентируется порядок работы фонда капремонта в области.

В нем не сказано, что все белгородцы обязаны платить взнос на капремонт, потому что это уже прописано в федеральном законе — Жилищном кодексе РФ.

«Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

Проще говоря, если белгородца не устраивает именно обязанность платить взносы на капремонт, ему нужно обжаловать не областной закон о региональном операторе капремонта, а федеральный закон (ЖК РФ). К слову, некоторые москвичи уже озадачились обжалованием именно федерального законодательства о взносах на капремонт.

Итак, вывод из решения Верховного суда совершенно противоположный — взносы на капремонт надо платить. Фонд капремонта Вологодской области уже успешно взыскивает долги по взносам через суд.

Причем не платить взносы невыгодно: в дополнение к начисленным взносам на капремонт за несколько месяцев придется возмещать Фонду госпошлину (от 200 рублей), платить пени, платить исполнительский сбор судебным приставам (минимум 1000 рублей).

Да, закон может быть непонятен, несправедлив, неэффективен. Да, мы отдаем деньги сейчас, а ремонт обещают в призрачном 2040 году. Но пока существует такой закон, мы все обязаны ему подчиняться и платить. Или пытаться законными способами повлиять на его отмену.

В тему:
Слухи: Генпрокуратура признала незаконными взносы на капремонт
Что надо знать о решении Конституционного суда по взносам на капремонт
Судебная практика: как взыскивают взносы на капремонт
Льготы: кто может законно не платить взносы на капремонт

Читать также:
Часто задаваемые вопросы: взносы за капремонт

Статья с сайта Паритет — защита прав потребителей. Образцы претензий



Капремонт можно не платить решения суда

Капитальный ремонт - решение Верховного Суда РФ: разрешил ли он собственникам за него не платить в многоквартирном доме и признал ли взносы за кап. ремонт незаконными, а также вынес ли определение в пользу оплаты их в фонд?

Согласно последним исследованиям Росстата среднестатистическая семья тратит на коммунальные услуги около 5038 рублей ежемесячно. В среднем это составляет примерно 11,4% бюджета семьи. Неудивительно, что собственники жилых помещений рассматривают все возможные варианты снижения стоимости коммунальных услуг.

Одним из самых спорных пунктов в квитанции являются «Отчисления на капитальный ремонт». Можно ли сэкономить на этой статье, кому по законодательству положены льготы, что такое фонд капремонта и обязаны ли вы платить или нет, рассказано ниже.

Можно ли не делать взнос за капремонт в 2019 году?

Сперва разберемся, законны ли такие платежи и правомерны эти взносы или нет.

Игнорирование оплаты не влияет на сроки проведения ремонтных работ. В этом случае исполнительные организации вправе истребовать просрочку с неплательщиков. Региональные операторы за просрочку платежей взимают пеню и штрафы.

Многих жильцов волнует, нужно ли вносить средства за капремонт, если дом признан аварийным, и законно ли в этом случае взимание платы. Согласно п.2 ст.169 не оплачивать взносы на капитальный ремонт имеют право:

  1. Многоквартирные дома, которые признаны аварийными и в ближайшее время подлежат сносу.
  2. Многоквартирные дома, расположенные на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.

Важным моментом является то, что обязанность осуществлять платежи на капитальный ремонт лежит исключительно на собственнике жилого или нежилого помещения многоквартирного дома.

Существует система льгот по уплате взноса на капитальный ремонт. Далее рассказано, являются ли взносы обязательными в том или ином случае.

Нужно ли оплачивать, если квартира не приватизирована, или нет?

Однако, впоследствии муниципалитет включает уплаченную сумму в стоимость найма. Т.е. для жильца не приватизированной квартиры сумма найма в большинстве случаев будет увеличена на величину взноса на капитальный ремонт.

Является ли по закону плата обязательной или добровольной?

Оплата взносов является обязательной для всех владельцев помещений многоквартирного дома. К многоквартирным относятся дома с численностью квартир более трех. И ответ на вопрос о том, должны ли собственники жилых и нежилых помещений МКД вносить средства на капремонт, – да (что будет, если не платить взнос?).

Федеральный закон № 271-ФЗ, регулирующий взимание взносов на капитальный ремонт был введен 25 декабря 2012 года. Основные моменты, регулирующие уплату взноса, занесены в статьи 154 ч.2, 155, 158 п.1 ч2 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кто должен уплачивать?

Далее вы узнаете, кто из граждан обязан уплачивать взносы и должны ли это делать собственники или жильцы приватизированной, муниципальной и арендной квартир.

Читайте также:  Оплата жкх через «сбербанк онлайн» без комиссии в личном кабинете: пошаговая инструкция, а также в каком случае возможен дополнительный сбор?

Приватизированная квартира

Приватизация квартиры подразумевает перевод помещения из муниципальной или государственной собственности в частную. Таким образом, с момента официального вступления в права собственности, обязанность оплаты взносов на капитальный ремонт возлагается на нового владельца квартиры.

Взнос на капитальный ремонт приватизированной квартиры включается в квитанцию по оплате коммунальных услуг.

Муниципальное жилье

Владельцем такого жилья выступает муниципалитет. Следственно, обязанность внесения оплаты взноса на капитальный ремонт лежит на нем.

В аренду

Ситуация с обязанностью по уплате взносов в случае с арендной жилой площадью и наличием собственника схожа с вариантом с муниципальным жильем. Кто должен делать взнос на капитальный ремонт и будет ли это собственник жилья или арендатор (он же наниматель или квартирант), решается по договоренности. Оплаченную сумму можно также включать в состав платежа за найм помещения.

Теперь вы знаете, кто должен оплачивать взносы за капремонт, если квартира сдается в аренду, и обязан ли это делать собственник или квартиросъемщик.

Как отказаться от оплаты на законном основании?

Если в МКД намечается капремонт и вас обязуют платить за него, встает вопрос о том, имеете ли вы право этого не делать и можете ли пойти законным путем. Существует несколько способов уйти от уплаты взноса на капитальный ремонт:

  • осуществление капитального ремонта своими силами;
  • размещение на доме рекламных баннеров и плакатов.

Капремонт проводится своими силами

Осуществление капитального ремонта своими силами является наиболее трудозатратным способом. Его использование подразумевает самостоятельное открытие специального счета для накопления денежных средств, поиск подрядчиков, заключение с ними договоров и контроль выполненных работ. Но тут же возникает вопрос, обязательно ли перечислять деньги на счет и стоит ли вообще это делать.

Средства, отчисляемые жильцами, аккумулируются на специальном счете и расходуются только на капитальный ремонт одного дома. Плюсом данного метода является полный контроль за движением денежных средств, отсутствие долгого ожидания своей очереди и минимальный риск нецелевого использования финансов.

Кс разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.

1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы.

По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме.

При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст.

16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация.

Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

  • Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.
  • КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.
  • Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно.

Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме.

При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств.

При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой.

Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

Читайте также:  Эффективные методы борьбы по закону с шумными соседями (сверху, снизу)

С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной.

«Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов.

Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г.

и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения.

«Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать.

Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах.

Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.

1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду.

Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

Может ли пристроенное помещение не оплачивать капитальный ремонт МКД

Взыскание задолженности за капремонт с собственника.

Обязанности собственников встроенных и пристроенных помещений – участвовать в расходах на содержание и ремонт общедомового имущества. Однако из этого общего правила бывают и исключения. Пример – дело № А23-912/2018.

Фонд капитального ремонта обратился в суд с иском к собственнику нежилого помещения о взыскании задолженности за капремонт и пени в сумме почти 1 млн. руб.

Взносы на капремонт собирались на счёте регионального оператора, и суд первой инстанции не нашёл причин для отказа во взыскании задолженности. Он взыскал всю сумму, не приняв во внимание возражения собственника о том, что большая часть его площадей не относится к МКД.

Собственник не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционный суд.

Он указал, что неоднократно сообщал региональному оператору с предоставлением подтверждающих документов о принадлежности к МКД только части его помещений (440 кв.м). При этом эта площадь обособлена от других помещений ответчика (площадью 2300 кв.м.). Соответственно, самая большая площадь пристройки не относится к общедомовому имуществу.

Также собственник обратил внимание суда на то, что инженерные системы его нежилых помещений самостоятельны и независимы от инженерных систем жилой части дома, договоры с ресурсоснабжающими организациями заключены им самостоятельно.

Таким образом, по мнению ответчика, его нежилые помещения представляют конструктивно изолированный, самостоятельный объект, имеющий обособленные входы-выходы с улицы и не имеющий в своих пределах функциональных частей, предназначенных для обслуживания нужд МКД.

Вышестоящие суды поддержали собственника

Двадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с собственником, указав, что суд первой инстанции не принял во внимание важные обстоятельства.

Дом управляется кооперативом. Договором между ЖСК и собственником предусмотрен состав общего имущества, где установлена принадлежность к МКД только части нежилой площади ответчика в размере 440 кв. м, расположенной на первом этаже МКД.

При этом там же разграничена ответственность за помещение, находящееся вне границ МКД, и установлено, что доля собственника нежилого помещения в общем имуществе МКД рассчитывается из расчета 440 кв. м. – то есть в размере встроенной части помещения.

Из этого следует, что другая площадь пристройки – 2300 кв. м. не относится к общему имуществу МКД.

Также назначалась судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно выводам эксперта, неотъемлемой частью МКД дома являются только встроенные помещения общей площадью 440 кв.м. Эти помещения конструктивно связаны с МКД, и их эксплуатация влияет на общее техническое состояние дома.

В свою очередь, пристроенные нежилые помещения общей площадью 2300 кв.м. являются самостоятельной частью, они могут быть демонтированы без ущерба строительным конструкциям жилого дома.

При соблюдении норм эксплуатации, использование спорных нежилых пристроенных помещений не влияет на конструктивную целостность и общее техническое состояние строительных конструкций.

Кровля пристроенных помещений не связана с кровлей и строительными конструкциями стен жилого дома.

Инженерные сети тоже являются обособленными и не влияют на общий объем потребления ресурсов МКД.

Таким образом, при эксплуатации нежилых помещений только небольшая их часть площадью 440 кв. м. является его конструктивной неотъемлемой частью.

Кроме того, суд указал, что собственник самостоятельно несет затраты по содержанию и обслуживанию своих помещений, в том числе текущему и капитальному ремонту.

Суд отменил решение суда первой инстанции, вынес новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований, посчитав, что требования регионального оператора в отношении почти 800 тыс. руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд Центрального округа оставил кассационную жалобу регионального оператора без удовлетворения. Определением Верховного Суда РФ от 18 ноября 2019 г. N 310-ЭС19-20207 данное решение также оставлено без изменения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *