Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услуг

До 1 января 2017 года нежилым считалось помещение, которое не было жилым и не входило в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

Мы расскажем, как изменилось понятие нежилого помещения с 1 января 2017 года и дадим пошаговую инструкцию, как составить договор ресурсоснабжения для нежилого помещения.

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услугПрямым договорам с РСО быть?

Что такое нежилое помещение

С 1 января 2017 года действует новая редакция ПП РФ N 354. Расширилось базовое определение нежилого помещения. Теперь это не просто помещение, которое не является жилым и не входит в состав общего имущества в МКД.

Это помещение в МКД, которое:

  • указано в проектной или технической документации, или в электронном паспорте на дом;
  • не является жилым помещением;
  • не включено в состав общего имущества в МКД независимо от того, есть ли отдельный вход или подключение к внешним сетям инженерно-технического обеспечения.

То есть, консьержные, колясочные, части подвала, которые собственники выкупили и приватизировали – это нежилые помещения. Нежилыми помещениями считаются в том числе встроенные и пристроенные помещения.

Приравниваются к нежилым помещениям и части МКД, в которых размещаются транспортные средства:

  • машино-места,
  • подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией.

Это относится только к тем гаражам и машино-местам, которые находятся внутри МКД, речь об отдельно стоящих сооружениях не идёт.

С Нового года поменялись правила составления договора ресурсоснабжения для нежилых помещений. Что делать с нежилыми помещениями?

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услугПост-релиз вебинара «ГИС ЖКХ для РСО»

Шаг 1. Управляющая организация

С 1 января 2017 года все нежилые помещения должны заключить с РСО прямые договоры на предоставление коммунальных услуг (п. 6 ПП РФ N 354). Это правило не относится к машино-местам.

  • Новые нормы о договорах с нежилыми помещениями породили обязательства для управляющих организаций, собственников нежилых помещений, РСО.
  • Первый шаг при составлении договора ресурсоснабжения для нежилых помещений делает управляющая организация – предоставляет данные о нежилых помещениях в РСО и направляет уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры с РСО.
  • Данные для РСО – это сведения, которые понадобятся для расчётов, в РСО их нужно отправить письмом:
  • ФИО или наименование собственника помещения, ОГРН;
  • общая площадь помещения;
  • вид деятельности;
  • данные приборов учёта на 01.01.2017 (если есть);
  • сечение трубы.

Также в письме нужно указать, чтобы РСО при определении объёма КУ на МКД применяла формулу из Приложения N 1 ПП РФ N 124. То есть отнимала объём, который выставляется на нежилое помещение, от объёма, который выставляет управляющая организация.

В уведомлениях собственникам нежилых помещений управляющая организация делает ссылку на п. 18 ПП РФ N 354 о том, что собственник нежилого помещения должен представить копию заключённого договора с РСО в управляющую организацию, а дальше ежемесячно предоставлять показания показания приборов учёта.

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услугДоговоры ресурсоснабжения между УК и РСО подлежат лицензионному контролю

Шаг 2. Собственник нежилого помещения

Собственники нежилых помещений выступают инициаторами заключения договора в письменной форме. Для этого они подают в РСО заявление, в котором указывают данные из подпунктов «в, г, д, з, л, с» п. 19 ПП РФ N 354:

  • для физлица – ФИО, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, телефон или название организации, место государственной регистрации и телефон для юрлица;
  • адрес помещения в МКД, общую площадь помещения;
  • какие коммунальные услуги предоставляются;
  • данные о ПУ;
  • меры социальной поддержки по оплате КУ;
  • срок действия договора.

Обязанность собственника нежилого помещения – выполнить требования п. 6 ПП РФ N 354. Собственники должны отправить заявку на заключение договора ресурсоснабжения даже если управляющая организация не уведомила их о необходимости заключить договор с РСО.

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услугКому платить за коммунальные услуги на ОДН?

Шаг 3. РСО

РСО зависит от собственников и управляющей организации, потому что данные о нежилых помещениях в МКД поступают в РСО только от собственников или УО.

После получения заявки РСО не позднее десяти дней выдаёт заявителю проект договора. Договор составляется в двух экземплярах (п. 23 ПП РФ N 354).

РСО не сможет выдать проект договора или выставить счёт, если управляющая организация или собственник нежилого помещения не обратятся к ней с заявлением о заключении договора ресурсоснабжения.

РСО не несёт ответственности по ст. 2.1. КоАП РФ. Если договор ресурсоснабжения не заключён, РСО определяет объём потребления коммунальных услуг расчётным способом, как бездоговорное потребление (п. 6 ПП РФ N 354).

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услугПостановление 1498: КУ по-новому. Пост-релиз вебинара

Договор уступки права требования

Поправки об обязательном заключении договоров для нежилых помещений вступили в силу с 1 января 2017 года, с этого же дня нужно было заключать договоры ресурсоснабжения. Конечно, не все управляющие организации сразу смогли это сделать.

Многие решили до поры до времени оставить всё как есть и заключить договор уступки права требования между УО и РСО. УО на основании этого договора получает право требования от РСО и продолжает выставлять счета на весь дом, а РСО будет требовать за весь объём КУ, которые она поставляет в дом, от УО.

Но при таком подходе есть определённые риски, с которыми нужно считаться. Первый риск – позиция судов. Если законом чётко определено, кто должен заключить договор, то договор уступки права требования суд может признать навязыванием потребителям своих условий.

Второй риск заключается в том, что право требования долгов наступает только после 10 числа текущего месяца. То есть, когда управляющая организация заключает с РСО договор уступки права требования, она не сможет выставить квитанции от первого числа, только после десятого.

Третий риск – суд может отменить договор уступки права требования или уступки будущего требования и обязать заключить прямой договор с РСО.

В крайнем случае заключение договора уступки права требования для управляющих организаций может быть признано нарушением лицензионных требований. В ПП РФ N 416 есть ссылка на ст. 161 ЖК РФ, в которой сказано, что УО обязана должным образом заключать договоры с РСО.

Договор на тепло- и энергоснабжение. Бухгалтерский и налоговый учет

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услуг Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услуг Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Договор тепло- или энергоснабжения – основа обеспечения нормальной деятельности учреждения. О том, как заключаются подобные договоры в свете последних изменений законодательства, об их отражении в бухгалтерском учете расскажем в статье.

Нормативное регулирование закупки

Казенные и бюджетные учреждения в части расходования средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, производят закупки товаров, работ, услуг в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ[1] (далее – Закон № 44-ФЗ).

Автономные учреждения при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ[2](далее – Закон № 223-ФЗ).

Этим же законом регулируются закупки бюджетных учреждений в части расходования средств от приносящей доход деятельности и грантов[3].

Новостью 2016 года стало появление проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленного во исполнение Поручения Правительства РФ от 09.04.2016 № ДМ-П13-2934.

В случае принятия законопроекта и автономные учреждения, производя закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, с 1 января 2017 года должны будут руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также договора на оказание услуг по теплоснабжению может производиться без применения конкурентных способов, то есть с единственным поставщиком. Такие виды закупок прямо поименованы в Законе № 44-ФЗ: в пп. 8 п. 1 ст. 93 – для услуг теплоснабжения, в пп. 29 п. 1 ст. 93 – для электроэнергии. Этот же порядок могут применять автономные учреждения, описав его предварительно в положении о закупках.

Вне зависимости от нормативного акта, регулирующего закупки учреждения, закупка тепло- или электроэнергии производится у единственного поставщика.

Обязанности заказчика при заключении договора с единственным поставщиком

Закупка у единственного поставщика существенно упрощает, но не отменяет регламентные процедуры, установленные Законом № 44-ФЗ.

В представленной таблице перечислены действия заказчика, которые он обязан совершить, причем именно в связи с контрактами на тепло- и энергоснабжение.

Поскольку на 2016 год все необходимые контракты уже заключены, имеет смысл уточнить, что эти действия будут совершаться учреждениями-заказчиками при планировании и осуществлении закупок 2017 года.

Действие согласно Закону № 44-ФЗ
  • Контракт на энергоснабжение
  • Контракт на теплоснабжение
  • Составление, утверждение и размещение плана закупок (ст. 17)
  • +
  • +
  • Составление, утверждение и размещение плана-графика (ст. 21)
  • +
  • +

Обоснование НМЦК (п. 4 ст. 93)

Отчет-обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (п. 3 ст. 93)

Размещение извещения о закупке (п. 2 ст. 93)

+

Включение в реестр контрактов (п. 1 ст. 103)

+

+

Информирование об исполнении контракта в ЕИС (п. 3 ст. 103)

+

+

Отчет об исполнении контракта в ЕИС (п. 9 ст. 94)

+

+

Более подробное описание перечисленных процедур можно найти в специализированных изданиях. Мы остановимся только на изменениях, ожидающих заказчиков в 2017 году.

  1. С 1 января будет невозможно осуществлять закупки, которые не включены в планы-графики (п. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
  2. С этой же даты изменяется функционал единой информационной системы: к техническим функциям среды размещения добавляются функции обеспечения контроля (пп. 2 п. 1 ст. 4 данного нормативного акта). Например, контроль соответствия информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика.
Читайте также:  Центр-инвест ипотека: условия для подачи заявки в банк

Сегодня информация об объеме финансового обеспечения деятельности заказчика в виде плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) или сведения о показателях бюджетной сметы публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru).

Можно предположить, что в ближайшее время появятся законодательно установленные регламенты увязки информации, отраженной в этих двух системах (http://bus.gov.ru и http://zakupki.gov.ru). Вполне возможен вариант добавления недостающей информации непосредственно в ЕИС.

Следует отметить, что план ФХД на 2017 год будет составляться учреждениями с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 140н[4]. Согласно этим изменениям в состав таблиц плана включена таблица 2.1 показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг, планируемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, план ФХД уже содержит информацию о закупках, и первичная проверка указанного соответствия производится на этапе составления плана самим учреждением.

3. С 1 января 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок.

Регламент общественного обсуждения определен Постановлением Правительства РФ от 22.08.

2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта более 1 млрд руб. с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет проводиться обязательное общественное обсуждение. По его результатам могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

4. У заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 23 Закона 44-ФЗ).

Формирование, заполнение и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возложено на федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, то есть Минэкономразвития. Сам же порядок формирования и ведения в ЕИС названного каталога и правила его использования должен быть утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ. В настоящее время его издание ожидается.

5. Еще одним нововведением стали положения о нормировании в сфере закупок.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (п. 1 и 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Блог

Норматив электроэнергии на нежилое помещение, а также как заключить договор с собственником на теплоснабжение, поставку воды и газа, организация процесса подачи услуг

Одним из ежегодных новогодних подарков нашей законодательной власти в преддверии 2017 года стало внесение изменений в жилищное законодательство по поводу изменения порядка предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений. Казалось бы, изменения положительные и давно назревшие…

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 06.05.

2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила 354) поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией (далее по тексту – РСО), который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.

То есть, законодатель определил обязанность заключения прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственникам нежилых помещений МКД

При отсутствии заключенного договора с РСО у собственника все равно остается обязанность по оплате коммунальных услуг, а у РСО – право на выставление счетов на их оплату, но уже совсем на других, не очень-то приятных для собственника условиях, что закреплено в пункте 6 Правил 354: «В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования). Это закреплено в пункте 6 Правил 354: «Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями», а также в подпункте «е» пункта 6 Постановления Правительства № 124 от 14.02.2012 года «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее по тексту – Правила 124): к заявке о заключении договора ресурсоснабжения, направляемой исполнителем коммунальных услуг в адрес РСО, прилагаются документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Также законодатель прямо указал в измененных правилах 124 (пункт 21 пп «а») о том, что если учет потребления коммунальных ресурсов ведется общедомовыми приборами учета, то есть РСО, в силу вышеуказанных норм, при расчетах объемов поставленного коммунального ресурса управляющей организации обязано исключить объемы поставки коммунального ресурса нежилым помещениям. Отсутствие заключенных договоров с нежилыми помещениями не может служить РСО основанием для предъявления указанных объемов управляющей организации.

Казалось бы, все подробно расписано:

  • управляющие организации направляют информацию в РСО и уведомляют собственников нежилых помещений;
  • собственники нежилых помещения заключают прямые договоры на поставку коммунальных услуг с РСО;
  • РСО выставляют счета на оплаты напрямую собственникам нежилых помещений на основании договора или без него;
  • РСО исключает объемы по нежилым помещениям из объемов управляющей организации, если все фиксируется ОДПУ.

Единственный момент, который прямо не указан в правилах, но напрашивается сам собой (и других вариантов просто не может быть в силу действующих норм права) – то, что в действующие договоры ресурсоснабжения между РСО и УО необходимо внести изменения путем заключения дополнительных соглашений об исключении обязательств сторон по нежилым помещениям исходя из изменившегося законодательства. РСО решили, что, раз закон не установил прямую обязанность внести изменения в договор ресурсоснабжения с управляющими организациями, значит, этого делать необязательно, и можно продолжать по старому начислять полный объем (в том числе и по нежилым помещениям) предоставляемых коммунальных услуг управляющим организациям до тех пор, пока все собственники нежилых помещений к ним не придут и не заключат договоры. А есть и такие РСО, которые, кажется, совсем не хотят видеть изменения, и пытаются новые договоры уже с начала 2017 года заключить по старому, забыв поменять типовой договор и настаивая (читай, выкручивая руки) о заключении его с возложением на управляющие организации отмененных законом дополнительных обязательств по нежилым помещениям. Только непонятно, каким образом в дальнейшем, при взыскании задолженности, РСО обосновывало бы свои требования к управляющим организациям на основании условий договора, противоречащих действующему законодательству? Понятное дело, указанные действия РСО не могли не породить судебную практику, подтверждающую неправоту РСО (в очередной раз!). Но почему – то в сфере ЖКХ так установилось, что доказывать очевидные вещи нашим монополистам РСО (и не только РСО, но часто и надзорным органам) приходится в судах, да и то во многих случаях дойдя до Верховного суда.

Вышесказанное подтверждается и складывающейся судебной практикой.

Например, Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-10840/2017, оставленным в силе Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, удовлетворены требования управляющей организации по иску к РСО о внесении изменений в договор ресурсоснабжения в части исключения из договора нежилых помещений: «…В соответствии с Постановлением № 1498, с 01.01.

2017 года вступили в силу изменения в Правила № 354. В силу п.

6 Правил № 354 в новой редакции поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования). Из положений вышеуказанных норм следует, что с 01.01.2017 действует иной порядок предоставления коммунальных услуг в отношении нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, согласно которому договоры ресурсоснабжения подлежат заключению потребителями тепловой энергии в нежилом помещении в многоквартирном доме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией».

Не все управляющие организации согласны терпеть бесконечный произвол доблестных «бедненьких» «малоимущих» наших РСО-вечных монополистов с подачи государства. Но очень радует то обстоятельство, что появилось немало смелых руководителей управляющих организаций, которые не боятся испортить отношения ни с кем и обращаются в суд за защитой своих прав, и осознающих при этом роль профессиональных юристов в ЖКХ и не экономящих деньги на них. И только благодаря таким смельчакам от ЖКХ мы часто имеем положительные сдвиги и на законодательном уровне, когда правоприменительная судебная практика находит в дальнейшем свое отражение в изменениях в законе, необходимость которых, впрочем, и так была понятна большинству тех, кто непосредственно эти законы исполняет. Но для понятия необходимости внесения таких изменений нашему государству, вечно борющемуся с «коррупцией в управляющих организациях» и часто не видящему или не желающему видеть очевидное, почему-то надо доказывать многочисленными судебными решениями. Но тогда пришлось бы решать проблемы нашей многострадальной отрасли, а не искать козлов отпущения в виде управляющих компаний, пытаясь решить за счет них все проблемы от частенько непродуманных решений законодателя. Ведь кричать на всех углах популярное у журналистов и чиновников: «ВОРОВСТВО Ваших управляющих компаний!» намного проще, наверно… С уважением, Ильмира Носик

Читайте также:  Льготы педагогам на коммунальные услуги: для воспитателей пенсионеров по оплате ЖКХ, а также особенности поддержки молодых, сельских и учителей-педагогических работников в городе

Договор на коммуналку можно заключить без УК

Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится — сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.

В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.

Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ, которые выставляют квитанции и принимают деньги.

Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.

Но есть нечестные УК. Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК.

Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал — то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.

Напрямую можно платить за все коммунальные услуги:

  1. Холодное и горячее водоснабжение.
  2. Водоотведение (то есть канализацию).
  3. Отопление всех видов.
  4. Энергоснабжение.
  5. Газоснабжение.
  6. Вывоз мусора.

Можно заключить прямые договоры на все виды услуг или только на вывоз мусора и отопление, в любом сочетании.

Чтобы платить напрямую, нужно провести общее собрание собственников. Договор с поставщиком ресурсов заключается со всеми собственниками одновременно. Не будет такого, что одна квартира платит напрямую в энергосбыт, а другая — управляющей компании.

Если управляющая компания или ТСЖ задолжали поставщику ресурсов деньги больше чем за два месяца, договор с ними могут расторгнуть принудительно. Для этого поставщик должен подать на УК в суд и выиграть его.

Водоканал или энергосбыт пришлют собственникам уведомление о расторжении договора с УК и заключении прямых договоров. Жильцам письменный договор заключать не нужно: отказ поставщика работать через управляющую компанию будет односторонним.

Уведомление о переходе на прямую оплату разместят где-то на видном для жильцов месте, опубликуют на сайте и напечатают в официальной местной газете.

Даже при наличии прямого договора с поставщиками ресурсов жаловаться можно по-прежнему в управляющую компанию. По закону она обязана содержать в порядке все системы в доме, даже если за воду и газ жильцы платят не ей.

Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК. Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», — она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.

По соглашению с поставщиком управляющая компания может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в квартире должников свет может электрик из энергосбыта, а может — из управляющей компании. Они договорятся, кто это сделает: закон позволяет.

Управляющая компания зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании дома и содержании общего имущества. Свои деньги она не потеряет: собственники будут платить ей по согласованным тарифам за текущий ремонт, уборку подъездов и другие услуги, которые есть в договоре на управление домом.

Даже заключив прямые договоры, вы все равно будет получать квитанции от управляющей компании и обязаны их оплачивать. Там просто не будут указаны те ресурсы, которые вы оплачиваете поставщикам.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

279photo.gmail.com/Depositphotos

Отвечает директор департамента комфорта Sminex Анатолий Кошурников:

Разные тарифы могут устанавливаться для определенных групп потребителей (населения, бюджетных или некоммерческих организаций и прочих), а также в зависимости от населенного пункта и котельной. Тарифы зависят и от системы теплоснабжения.

Собственник нежилого помещения обязан заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО) на поставку коммунального ресурса по тарифу, утвержденному РСО для соответствующей группы потребителей.

Необходимо запросить постановление об утверждении тарифов РСО, чтобы проверить их законность. Не во всех регионах и не все РСО устанавливают одинаковый тариф по группам потребителей.

 Разницу в 100% не встречал, но теоретически такое может быть.

Можно ли изменить расчет за отопление нежилых помещений?

Как не платить за ЖКХ офисов и кафе в нашем доме?

Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Полина Морозова:

Формулы расчета платы за тепловую энергию установлены п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В соответствии с эти документом, плата зависит от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета. Вид помещения не влияет на выбор тарифа для расчета стоимости тепловой энергии. Начисление на 100% незаконно.

Рекомендуем установить индивидуальные приборы учета, только по указанным в законе правилам, а также проверить начисленные суммы в платежных документах по формулам из Постановления Правительства РФ, о котором мы написали выше.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

По вопросам начисления и тарификации необходимо обращаться в управляющую компанию. Вам должны предоставить информацию обо всех действующих тарифах и нормативах по коммунальным платежам.

Если ответ управляющей компании Вас не устроил, можно обратиться с соответствующим запросом в Государственную жилищную инспекцию, которая проверит нормативы и коэффициенты, применяемые к Вам, а в случае нарушения Ваших прав выдаст предписание.

Отвечает директор агентства недвижимости «PROобмен» Екатерина Никитина:

Нежилое помещение имеет такие же правила расчета за тепло, как и жилые помещения, если установлены приборы учета.

Если приборов учета нет, то расчеты производятся иначе, исходя из расчетного объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода, и тарифа на ресурс.

Условия поставки прописаны в Договоре ресурсоснабжения, которое заключаются в письменной форме собственник помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Есть ли выгода заключать прямой договор с РСО?

За что платит собственник нежилого помещения в жилом доме?

Отвечает начальник отдела АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Николай Яблоков:

Собственникам и нанимателям жилых помещений часть коммунальных услуг компенсирует государство и муниципальные образования. В зависимости от региона суммы компенсаций могут отличаться.

Собственник нежилого помещения платит за коммунальные услуги 100% стоимости. Таким образом, управляющая компания права.

Но никто не мешает владельцу нежилого помещения заключить договоры на коммунальные услуги напрямую – минуя управляющую компанию.

Отвечает президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости, генеральный директор АН «БЕНУА» Дмитрий Щегельский:

По каждому из ресурсов (тепло-, водо-, электроснабжение и т. п.) в каждом регионе РФ утверждаются свои тарифы в зависимости от вида деятельности. Соответственно, размеры тарифов для жилых и нежилых помещений могут отличаться. К примеру, в Петербурге по отношению к нежилым помещениям имеется тариф под названием «Прочие». И он выше, чем для жилых помещений.

  • Текст подготовила Мария Гуреева
  • Не пропустите:
  • Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
  • Как рассчитывается расход теплоэнергии?
  • Почему растут тарифы на обслуживание дома?
  • Может ли собрание собственников отменить взносы на капремонт?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Договоры ресурсоснабжения с нежилыми помещениями

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г.

№ 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» из схемы «нежилое помещение — исполнитель коммунальной услуги (УО/ТСЖ/ЖСК) — ресурсоснабжающая организация» исключены УО/ТСЖ/ЖСК.

Теперь собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и им же оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Однако, как показывает практика, несмотря на вступление новых норм в силу уже больше года назад, далеко не везде РСО приступили к работе с собственниками нежилых помещений, а многие УО/ТСЖ/ЖСК продолжают предъявлять к оплате таким собственникам стоимость потребленных коммунальных услуг. Попробуем разобраться в проблемах, возникающих при переходе от договоров с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам с РСО.

Новые нормы и позиции судов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354) в редакции, действующей с 01.01.

2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Казалось бы, все понятно — с 1 января 2017 года РСО должны предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а УО/ТСЖ/ЖСК право предоставления таких услуг с этой же даты, соответстветственно, утрачивают. Однако, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

Абзацем 4 пункта 6 Правил 354 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возлагается обязанность по уведомлению собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с РСО, а в РСО направить сведения о собственниках нежилых помещений.

Важно отметить, что срок направления такого уведомления не регламентирован, соответственно, привлечь к ответственности управляющую организацию за ненаправление, несвоевременное направление будет довольно-таки сложно, а скорее всего — невозможно.

Читайте также:  Реструктуризация долга по жкх: как погасить долг в рассрочку, составить заявление и образец его написания

Однако, именно неисполнение УО/ТСЖ/ЖСК указанной обязанности может приниматься судами как основание для признания действующим договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного именно между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения в МКД, и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений между этим собственником и РСО.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-33733/2017 по делу № А56-55921/2017 рассматривался иск о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, поскольку товариществом собственников жилья не исполнены обязательства по своевременной оплате отпущенной тепловой энергии.

Суть спора заключалась в том, что ТСЖ не осуществлялась оплата по договору теплоснабжения касаемо нежилых помещений. Товарищество ссылалось на пункт 6 Правил 354, однако уведомление собственникам не направило, сведения в РСО не предоставило, иных изменений в договор  касаемо нежилых помещений не вносилось.

Суд взыскал образовавшуюся задолженность, апелляционным определением постановление суда первой инстанции признано обоснованным и изменению не подлежащим.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 марта 2018 № Ф01-6032/2017 по делу № А28-3497/2017 суд указал, что «отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс». Дополнительно суд отметил, что «учитывая то, что пунктом 6 Правил 354 на управляющую компанию возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения». Судом также принято во внимание то, что «поскольку Постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в РСО, до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании».

Согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г.

№ 13АП-766/2018 по делу № А56-73290/2017 управляющая организация обязана провести мероприятия, направленные на заключение с собственниками нежилых помещений отдельных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится, в частности, направление уведомлений и сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил 354. Указанный перечень мероприятий, установленный пунктом 6 Правил 354, носит исчерпывающий, конкретный характер и должен выполняться Обществом как исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя. В указанном Постановлении № 13АП-766/2018 отмечено, что «публикация Обществом информационного сообщения общего характера для неограниченного круга лиц на своем сайте не может служить доказательством направления и получения конкретными собственниками нежилых помещений в доме уведомлений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией». Уведомление собственника нежилого помещения должно носить индивидуальный характер, и не может быть предназначено для неопределенного круга лиц. Дополнительное размещение на сайте, в общественных местах МКД данной информации не будет являться нарушением, однако не имеет юридического значения.

Неопределенность даты заключения договора с РСО

Немаловажно учесть, что если уведомление собственнику не направлено или не предоставлена информация в РСО, это не является препятствием для заключения договора. Заключение договора с РСО может инициировать собственник нежилого помещения. Согласно п.

23 Правил 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Стоит указать, что, исходя из толкования норм, «обязанность» быть инициатором заключения письменного договора возложена на собственника нежилого помещения.

Однако прямых запретов на то, что инициатором заключения договора может выступить ресурсоснабжающая организация, нет.

Пунктом 18 Правил 354 предусмотрено, что в случае если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, — данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Стоит упомянуть пункт 7 Правил 354, который предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354.

Казалось бы, из приведенной нормы следует, что сам факт потребления коммунальной услуги потребителем, в том числе собственником нежилого помещения, означает заключение договора предоставления коммунальной услуги. А поскольку лицом, обязанным с 01.01.

2017 заключать такой договор с собственниками нежилых помещений, является РСО, то договор между РСО и собственниками нежилых помещений заключен, независимо от его подписания в письменной форме и независимо от действий УО/ТСЖ/ЖСК по направлению уведомлений собственникам нежилых помещений.

Однако, надо отметить, что Правила 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается не договор предоставления коммунальных услуг, а именно договор ресурсоснабжения.

С учетом этого вопрос о возможности заключения договора ресурсоснабжения с РСО путем совершения собственником нежилого помещения конклюдентных действий (потребление коммунального ресурса) становится неоднозначным.

 Об особенностях договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО, расскажем в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО, в настоящей статье сделан акцент на указании вида договора только с целью предостережения от сомнительного вывода о заключении договора с РСО путем совершения конклюдентных действий.

Заключение

В заключении публикации обозначим, что самым главным в озвученных поправках является утрата права УО/ТСЖ/ЖСК на заключение договоров предоставления коммунальных услуг с собственниками нежилых помещений, а лицом, обязанным заключить договор с собственником нежилого помещения, является РСО.

При этом складывающаяся в настоящее время судебная практика придает большое значение факту направления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК уведомлений собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры ресурсоснабжения непосредственно с РСО. Конечно, решений Верховного суда РФ еще нет, и говорить об уже сложившейся правоприменительной практике рано.

Даже приведенные выше судебные акты содержат сомнительные выводы. Например, непонятно, как после 01.01.

2017 на УО/ТСЖ/ЖСК может быть возложена обязанность по предъявлению оплаты коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, если Правила 354 не предоставляют права УО/ТСЖ/ЖСК требовать такую оплату? Как можно считать УО/ТСЖ/ЖСК исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственнику нежилого помещения, если в новой редакции Правил 354 в нежилом помещении вообще не потребляются коммунальные услуги, а потребляются коммунальные ресурсы, поставщиком которых УО/ТСЖ/ЖСК являться не может? И каким образом РСО может быть освобождена от обязанности заключения договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения, если Правила 354 устанавливают, что исключительно такой договор является основанием для потребления коммунального ресурса в нежилом помещении? Кроме того, остается открытым вопрос определения конкретной даты заключения договора между собственником нежилого помещения и РСО. Нет четкого понимания, является ли направление уведомления основанием признания расторгнутым договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения, и если является, то с какой даты. Является ли дата расторжения договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения одновременно датой заключения договора ресурсоснабжения этого собственника с РСО или датой начала бездоговорного потребления коммунального ресурса в указанном нежилом помещении?

В общем, внесенные поправки создают большое количество вопросов, и вместо упорядочивания процессов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, наоборот, создают путаницу и неопределенность.

Вероятно, именно из-за этого по прошествии уже больше года после вступления новых поправок в силу так и не наступило однозначное понимание порядка потребления и оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в МКД.

  • ************************************************
  • Продолжение темы договоров между РСО и собственниками нежилых помещений по ссылке > > >
  • ************************************************
  • Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

07 июня 2018 года состоится вебинар «Деятельность РСО: “прямые договоры” и другие актуальные вопросы». Вебинар проведет известный российский эксперт Ольга Яндыева. Подробнее по ссылке > > >

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *